Относительно перевода земель и (или) земельных участков из одной категории в другую

В исполнительный орган государственной власти субъекта РФ поступило ходатайство о переводе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Указанный земельный участок образован для целей охраны государственной границы и для обустройства самой линии государственной границы.

Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.

В связи  с чем, прошу Вас дать разъяснения (пояснения) относительно органа уполномоченного на осуществление перевода указанного земельного участка.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.

Как следует из положений статьи 49, пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, к федеральным нуждам относятся: выполнение международных обязательств Российской Федерации; размещение объектов федеральных энергетических систем; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи; объектов, обеспечивающих космическую деятельность; объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейных объектов федерального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; автомобильных дорог федерального значения, а также, размещение объектов федерального значения. При этом указанный перечень федеральных нужд не является исчерпывающим.

Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации областях, определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 162-р.

Понятие объектов федерального значения определено подпунктом 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом из содержания подпункта 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что не все объекты федерального значения подлежат отображению на документах территориального планирования, а только объекты в областях, непосредственно указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Вопрос об отнесении объекта, не подлежащего отображению в документах территориального планирования, к объектам федерального значения должен решаться в зависимости от соответствия таких объектов признакам, предусмотренным подпунктом 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из положений части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон планируемого размещения объектов федерального значения также указываются в проекте планировки территории. При этом ограничение, предусмотренное частью 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации применимо только в отношении объектов, подлежащих отображению в документах территориального планирования.

Таким образом, размещение объектов федерального значения должно быть обусловлено документом территориального планирования Российской Федерации либо документацией по планировке территории (в случае, если такой объект не подлежит отображению в документах территориального планирования).

По мнению Департамента недвижимости, при отсутствии сведений об объекте в документе территориального планирования Российской Федерации либо в документации по планировке территории (с правовым статусом, как объект федерального значения), то решение о переводе земельного участка из одной категории в другую может быть принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Другие материалы

Относительно перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов
15.07.18

Относительно перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов

Относительно судебной практики по вопросам реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ
21.05.19

Вопрос, который возник, когда вступил в силу 171-й Федеральный закон: А можно ли считать договор аренды земельного участка возобновлённым на неопределённый срок?

Относительно использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земучастков и сервитута
05.08.18

Относительно использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута