Относительно определения размера арендной платы

Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Это относится, в том числе, к объектам систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Вопрос: Просим разъяснить, каким документом подтверждается отнесение объекта к объектам федерального, регионального или местного значения?

Понятие объектов федерального, регионального и местного значения определено статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу размещение таких объектов должно быть обусловлено соответствующими документами территориального планирования.

Вместе с тем из содержания статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что не все объекты федерального, регионального и местного значения подлежат отображению на документах территориального планирования, а только объекты в областях, непосредственно указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, и виды которых установлены законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения указываются в проекте планировки территории.

Таким образом, размещение таких объектов должно быть обусловлено соответствующими документами территориального планирования либо документацией по планировке территории. 

 Вопрос об отнесении объекта, не подлежащего отображению в документах территориального планирования, к объектам федерального, регионального и местного значения должен решаться в зависимости от соответствия таких объектов признакам, предусмотренным статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ предусмотрено, что собственник объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Каким образом в указанном случае производится расчет арендной платы за земельный участок при условии, что предыдущий договор аренды заключался для строительства объекта на торгах?

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

При этом на уровне федерального закона какие-либо особенности расчета арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых в аренду по правилам, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не установлены, в связи с чем размер арендной платы должне определяться по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, следует отметить, что нормы пункта 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» являются переходными положениями, регулирующими отдельные вопросы, связанные с введением нового правового регулирования в связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 580-О переходные положения Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечивают необходимую в таких случаях разумную преемственность ранее возникших отношений по предоставлению земельных участков без торгов.

В этой связи представляется, что при принятии правил определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ органами государственной власти и органами местного самоуправления также может быть обеспечена разумная преемственность ранее возникших отношений, в связи с чем в соответствующих актах таких органов могут быть предусмотрены какие-либо особенности определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков по правилам, предусмотренным пункта 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Другие материалы

Относительно правового режима земельного участка
24.05.19

Правовой режим земельного участка: действующее правовое регулирование, правоприменительная и судебная практика, основные направления совершенствования законодательства. Единообразный порядок установления разрешительного использования земельных участков.

Относительно определения вида разрешенного использования земельного участка
05.08.18

Относительно определения вида разрешенного использования земельного участка

Относительно использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земучастков и сервитута
05.08.18

Относительно использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута