Сервитуты и особенности размещения линейных объектов, изменения в переходных положениях установления ЗОУИТ. Часть 2

Как я уже сказал, переходные положения у нас продлены до 1 января 2025 года. Кроме того, у нас полномочия Минэнерго России также продлены в части установления границ минимальных расстояний.

 

Василий Иванович Корякин.

Это срок у нас до принятия этого Закона истек, и, соответственно, в результате принятия этого Закона Минэнерго на сегодняшний день снова получили полномочия устанавливать границы минимальных расстояний и направлять в орган регистрации прав.

Предусмотрена возможность внесения правообладателем линейного объекта по его инициативе в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении охранной зоны, то есть у нас действовала часть 12 статьи 26 342-го Федерального закона, где говорилось о том, что собственник линейного объекта вправе напрямую обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об охранной зоне, то есть не в рамках Межведа, а просто самому пойти, обратиться и обеспечить внесение в ЕГРН сведений об охранной зоне. Теперь, наряду с этим, собственник получил и возможность изменения ранее внесенной охранной зоны, то есть раньше он мог только внести в ЕГРН, а сейчас еще и изменить границы охранной зоны, опять же, в случаях, установленных законом.

И здесь был очень большой запрос от муниципалитетов, от органов власти субъектов Российской Федерации – дать им возможность самостоятельно обращаться в уполномоченные органы с заявлением об установлении охранной зоны. Разные были основания, предложения, но, в основном, это заключалось в том, что собственник линейного объекта, допустим, не торопится устанавливать охранную зону, мы, в принципе, за него это можем сделать – подготовить графическое описание и вместо него пойти, допустим, в Ростехнадзор и сдать документы на установление охранной зоны в связи с тем, что как бы собственник не торопится, ссылаясь на различные причины. Соответственно, по просьбам, как говорится, муниципалитетов и субъектов эта норма у нас появилась. Теперь можно субъектам обеспечивать проведения работ по графическому описанию, по описанию границ охранной зоны, и обращаться в уполномоченный орган с заявлением об установлении ЗОУИТа.

Далее, в части возмещения убытков теперь у нас в 57-й статье Земельного кодекса указано то, что убытки также возмещаются, в том числе и в результате правомерных действий органов власти. Раньше, как Конституционный Суд говорил, у нас была в этой части правовая неопределенность о том, что можно ли возмещать убытки в результате правомерных действий органов власти. Теперь у нас напрямую это в Законе прописано.

493-й Федеральный закон. По видам разрешенного использования, наверное, Алексей Игоревич вам рассказывал. Не буду повторяться. В части ограничения оборота – тоже. ЗСО второй пояс снят – это, наверное, Алексей Игоревич тоже рассказывал, ну и особенности регулирования – тоже, здесь я не будут останавливаться. Далее, про часть о том, что можно подготовить техплан в отношении части линейного объекта при его реконструкции – тоже, наверное, Алексей Игоревич всё это рассказывал.

В качестве ЗОУИТов – здесь применительно к зоне затопления состоялись такие изменение я результате принятия Федерального закона от 1 мая 2022 года № 122-ФЗ о том, что зона затопления устанавливается в отношении территорий, не обеспеченных сооружениями инженерной защиты. Что это означает? Если, допустим, есть дамба, которая обеспечивает инженерной защитой определенные территории, то зона затопления не устанавливается. Как вы все знаете, зоны затопления сейчас повсеместно начали еще с прошлого года устанавливаться, и города и села просто попали в границы зоны затопления. Естественно, ограничение в связи с тем, что эта зона установлена. Там напрямую не сказано, что запрет на строительство, и так далее, но там есть определенные условия, при соблюдении которых можно строить объекты недвижимости. Теперь предусмотрено такое правило, потому что зоны затопления у нас не устанавливаются, если есть дамба, которая обеспечивает инженерную защиту территории.

Особенности тоже пропускаю. Про выдачу разрешения на строительство на двух и более земельных участках Алексей Игоревич рассказывал? Тоже пропускаю. Про санитарную классификацию – хочу отметить, что у нас теперь новая санитарная классификация, актуализированная. Кто интересуется и занимается сантиарно-защитными зонами – обязательно ознакомьтесь. Там уже новая классификация, так существенные изменения у нас состоялись при установлении санитарно-защитных зон.

Что касается Постановления Правительства за номером 2608 – это Постановление Правительства, которое утвердило Правила выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при проектировании и строительстве. Это Постановление направлено на реализацию статьи 52.2 Градостроительного кодекса. Но это Постановление пока еще не вступило в силу. Оно вступает в силу 1 сентября 2022 года. Это норма, где можно в целях строительства объектов инженерной инфраструктуры и многоквартирных домов переустраивать линейные объекты на основании договоров, которые заключаются с застройщиком. Это изменение прошлого года в Град, и теперь в рамках реализации этой нормы у нас Правительство приняло Постановление, где у нас указываются Правила выдачи технических требований и условий.

Ну и здесь хочу отметить Постановление Правительство № 59, где у нас установлены Правила возмещения убытков, которые у нас приняты взамен 262-го Постановления Правительства. В этом Постановлении у нас регулируется вопрос соотношения охранных зон и границ публичного сервитута, то есть и там, и там у нас есть убытки, и чтобы не было задвоения возмещения убытков, этим постановлением предусмотрено такое правило о том, что после установления публичного сервитута, если устанавливается охранная зона, и граница охранной зоны и публичного сервитута являются равнозначными, то при установлении охранной зоны убытки не возмещаются. В случае, если между публичными сервитутами и охранными зонами есть разница, то убытки возмещаются только в той части, в которой возникает вот эта разница, как вы видите на слайде: белым штрихом объединено – это та часть, в которой у нас возникает разница при наличии такой разницы в границах охранной зоны и границах публичного сервитута.

Что касается дальнейшего совершенствования порядка установления охранных зон – на сегодняшний день цели 342-го Федерального закона еще не достигнуты. Как вы видите на слайде, желтым это отмечено, у нас 28 видов ЗОУИТов, а принято новых положений только пять в соответствии с 342-м Федеральным законом. Все остальные еще до сих пор не приняты, и действуют старые положения. По линейным объектам не принято ни одно новое положение. Там, естественно, у нас до сих пор продолжаются споры относительно размеров, ограничений и правил определения размеров охранных зон. Постановления Правительства неоднократно вносились и выносились, но как бы споры до сих пор сохраняются. Почему 100 метров? Почему не 50? И так далее, и тому подобное.

Естественно, здесь надо отметить, что, если мы сейчас погрузим все охранные зоны, которые на сегодняшний день, в соответствии с соответствующими порядками имеются, то мы получим вот такую картину. Москва здесь, наверное, яркий пример. Еще здесь отмечу, что в этой картинке не все виды ЗОУИТов отображены. Соответственно, у нас получается здесь, даже применительно к Москве, наверное, даже не 50%, а намного больше окажется в границах охранных зон. В связи с этим – негативные последствия и так далее.

Но есть законопроект, у которого непростая судьба, очень много замечаний, но вкратце скажу, что в отношении зон линейных объектов предполагается их упразднить и преобразовать в территории инженерных объектов. Что это означает? Да, это не ЗОУИТ, но это какая-то определенная территория, в которой действуют, скажем так, определенные правила игры, то есть правила поведения, осуществления хозяйственной деятельности.

И здесь правила защиты таких территорий, можно сказать – два ключа. Первое – это о том, что в границах таких территорий обязательно должны соблюдаться требования технических регламентов, то есть если кто-то заходит и хочет что-то построить в границах таких территорий, соответственно, он может только сделать при условии соблюдения действующих требований технических регламентов, то есть здесь невозможно просто взять и снести объект, и начинать что-то строить – нет! Только при соблюдении требований технических регламентов. Это раз. Технические условия, которые выдает собственник линейного объекта.

Второе – Правительство будет устанавливать Правила поведения. Естественно, не все виды деятельности можно отнести к требованиям технических регламентов. Допустим, «Не сжигать костры», «Не пускать воздушные змее» - это, естественно, не требование технического регламента. Это правило поведения. Не применять ударные механизмы, определенные значения. Соответственно, это всё должно появиться у нас в отдельном акте Правительства, где будут определенные правила поведения, которые должны обязательно соблюдаться в границах таких территорий. Сведения о границах таких территорий также будут вноситься в ЕГРН. Все сведения об охранных зонах, которые ранее были внесены в качестве ЗОУИТов автоматически преобразуются в границы территорий инженерных объектов.

Это очень поверхностно, поскольку в подробности не буду вдаваться. Почему? Потому что очень много споров. Очень много споров, очень много противников такого подхода, и, соответственно, сейчас вырабатывается, скажем, единый подход для дальнейшего усовершенствования порядка установления охранных зон. Однозначно, что будет с 1 января 2025 года именно так – я сейчас не осмелюсь так сказать, потому что сейчас непонятно, что дальше будет, потому что, как я уже сказал, много споров, и сейчас именно на площадке аппарата Правительства создана рабочая группа, по результатам работы которой всё это будет. Проще говоря, мы должны найти золотую середину относительно дальнейшего регулирования порядка установления охранных зон.

Это в двух словах. В теорию больше вдаваться не буду. Что касается сервитутов? Что касается сервитутов – тут отмечу, что действительно, публичный сервитут в результате принятия 341-го Федерального закона показал очень эффективный, скажем, способ размещения линейных объектов, и очень большой запрос на дальнейшее совершенствование. Давайте сделаем так, давайте сделаем проще, лучше и так далее. Хочу сказать, что есть проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона № 105.62.81-7, который был в прошлом году принят в первом чтении. 105.62.81-7. Этот законопроект был принят в первом чтении в прошлом году, и сейчас подготовлены поправки к этому законопроекту. И в рамках поправок предлагается там много чего поменять в публичных сервитутах.

Но, во-первых, предусмотреть возможность установления публичного сервитута для реконструкции части линейного объекта. Сейчас это, получается, у нас на всю протяженность публичный сервитут, и так далее, и не предусматривается возможность установления в отношении части линейного объекта публичного сервитута. Это у нас появится в целях реконструкции и еще и капитального ремонта, то есть у нас еще добавлен будет капитальный ремонт в качестве обоснования для установления публичного сервитута.

Все особенности касаемо установления публичного сервитута в границах полосы отвода автомобильной дороги будут исключены из 257-го Федерального закона, то есть, независимо от того, пересекает полосу отвода, или нет линейный объект – всё будет подчиняться правилам Земельного кодекса. Всё оттуда будет исключено из 257-го Федерального закона. Будут сокращены сроки рассмотрения установления публичного сервитута. Будут исключены отдельные процедуры опубликования принятого решения об установлении публичного сервитута, обязанность принявшего решения органа направлять решение всем правообладателям земельных участков – это всё будет исключено, как лишняя административная процедура, ну и там по мелочи тоже будет ряд изменений. Будут изменены правила определения границ публичного сервитута в тех случаях, когда не требуется подготовка документации по планировке территории. Капремонт – я сказал. Ну и плюс раз различные косметические изменения. Основные изменения я отметил.

Что еще? Реконструкция части, капремонт, там будет в рамках 52.2 Градкодекса отдельны тоже случай установления публичного сервитута, и, соответственно, отдельный документ, предусмотренный этой статьей закона договор, в качестве основания для заключения публичного сервитута.

Очень хорошие шансы принятия этого закона в эту сессию, до начала июля. Если до 10-х чисел июля этот закон не будет принят, то, естественно, он уже уйдет на осеннюю сессию. Но, как я уже сказал, очень хорошие шансы его принятия. Соответственно, если он у нас будет принят, то сразу вступит в силу. Очень многие, в том числе, и компании ждут этих изменений, которые у нас предусмотрены этими поправками.

Далее, как я уже говорил, давайте более подробно остановимся на практике. Конкретно, на судебной практике в части установления охранных зон. Не только охранных зон, ну и, соответственно, все интересные вопросы мы обязательно рассмотрим.

Первое, что хочу отметить – определение от октября 2021 года, что касается техприсоединения. Много было вопросов относительно того ввода газопровода: является ли он объектом недвижимости, вообще. Надо ли регистрировать право собственности в отношении ввода газопровода в соответствии с рамками технического присоединения? Как Верховный Суд отметил, что, как спорное сооружение, ввод газопровода не имеет самостоятельного (желтым отмечено) хозяйственного значения, не является отдельным объектом, соответственно, не подлежит регистрации. Здесь как раз рассматривался спор, когда теруправление Росреестра отказало в регистрации права собственности. Это у нас Верховный Суд, октябрь 2021 года. Знаете, все эти определения в «Консультанте-Плюс» имеются, соответственно, в свободном доступе.

Дальше, сейчас мы будем рассматривать сначала споры, которые касаемы охранных зон и так далее. Определение от декабря 2021 года. Все споры на уровне Верховного Суда. Когда мы говорим о судебной практике, естественно, не всегда корректно ссылаться на Постановления арбитражного суда какого-то округа, поскольку, как правило, у нас на высшей инстанции меняется, либо существенно, либо так. Но получается, это не последняя инстанция, и, как правило, у нас, когда мы говорим о судебной практике, важно, наверное, ссылаться на определение Верховного Суда и Конституционного Суда. Но здесь еще, знаете, определения Верховного Суда тоже бывает разные. Есть кассационное определение, которое принимается в коллегиальном составе судей, то есть вопрос уже более детально рассматривается в рамках кассационного определения. Есть просто отказные определения, и, соответственно, здесь тоже не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Здесь определение от декабря 2021 года относительно того, что здесь вопрос возмещения убытков, то есть получается, земельный участок был предоставлен, потом собственник земельного участка узнает, что у него, оказывается, в границах земельного участка есть линейный объект, и он идет, и требует возмещения убытков. Верховный Суд говорит о том, что собственник земельного участка, если он появился после размещения линейного объекта, то он вообще не вправе требовать возмещения убытков. Он же приобрел этот земельный участок, соответственно, с этими ограничениями.

 

Аноним 1 (вопрос 1): Я извиняюсь, один краткий вопрос. После того, как был расположен объект, или после того, как была установлена охранная зона?

В.И. Корякин: После того, как был размещен линейный объект и установлена охранная зона.

Аноним 1: То есть всё-таки установление охранной зоны – исключены моменты были?

В.И. Корякин: Да-да-да, он зашел уже когда там уже всё.

Аноним 1: Здесь, может быть, объект располагался там уже 10 лет, а охранную зону только сейчас установили.

В.И. Корякин: В данном случае конкретно с зоной. Он уже зашел туда и начал требовать возмещение убытков, а суд сказал: «Нет, извини, ты пришел позже, и, соответственно, не вправе требовать возмещения».

Аноним 1: Просто много линейных объектов, по ним устанавливаются охранные зоны только в последний период.

В.И. Корякин: Да, вы знаете, вот этот вопрос, кстати, он более четко прописан сейчас в 58-м Постановлении. Там уже прямо написано о том, что, если человек заходит на участок с уже установленными ограничениями, то, естественно, здесь уже ни о каких убытках речи не идет, потому что он уже приобрел этот земельный участок.

Нет-нет, 59-е Постановление, извиняюсь. 59-е Постановление, которое я отметил в рамках своего выступления. Там этот вопрос четко обозначен.

Другие материалы

Производственные системы: внедрять нельзя развивать.
19.04.22

Я регулярно бываю на разных конференциях, и меня очень озадачивает тенденция последних лет. Я вижу одних и тех же людей, которые выступают и рапортуют о фактически неменяющемся статусе изменений. Время идёт, производственные системы на предприятиях существуют, а результатов мало.

Эффективная стратегия цифровой трансформации. Ломаем стереотипы
26.05.22

В докладе я хочу поделиться нашими наработками и опытом проведения цифровой трансформации на небольшом горнодобывающем предприятии, рассказать о тех проблемах, с которыми мы столкнулись, и о том, как мы пытались их решать.

Оценка цифровой зрелости как инструмент принятия управленческих решений
25.08.22

Я расскажу вам об инструменте, который мы создали. Мы помогаем оценить цифровую зрелость организации и понять, насколько она соответствует тому или иному состоянию.