Относительно порядка предоставления земельных участков

По каким основаниям предоставляются в аренду без торгов земельные участки с разрешенным использованием по классификатору:

1) 6.5 нефтехимическая промышленность - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для переработки углеводородного сырья, изготовления удобрений, полимеров, химической продукции бытового назначения и подобной продукции, а также другие подобные промышленные предприятия;

2) 7.5 трубопроводный транспорт - размещение нефтепроводов, водопроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а также иных зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации названных трубопроводов;

3) земельные участки под наземными сооружениями газопроводов (конденсатосборники, крановые узлы и т.п.).

Правовые основания для предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов установлены подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вправе ли исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» продать земельный участок, находящийся в областной собственности, лицу которому ранее указанный земельный участок был  предоставлен в аренду, и в отношении которого у органа государственной власти, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, в случае если момент, с которого осуществляется приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленный законом субъекта Российской Федерации не наступил?

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения является Минсельхоз России.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона № 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном данным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, ненаступление срока приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации указывает на невозможность предоставления земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ.

В Администрацию поступают обращения заинтересованных лиц о заключении трехсторонних соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, ранее предоставленных в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Указанной нормой предусмотрено, что если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка вправе передать' свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

При этом Земельным кодексом Российской Федерации прямо не предусмотрено заключение соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды в отношении испрашиваемого земельного участка.

В связи с изложенным, с целью формирования единой правоприменительной практики прошу Вас разъяснить:

1. Порядок передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка арендатором при переходе права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на арендуемом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в случае, если ранее земельный участок был предоставлен в аренду на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

2. Обязательность и необходимость заключения трехстороннего соглашения к договору аренды земельного участка (между арендодателем, арендатором и лицом, к которому переходят права и обязанности по договору).

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, в силу прямого указания закона. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется, как и дополнительного соглашения к ранее заключенному договору аренды земельного участка, что подтверждается судебной практикой.

В частности, из пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» следует, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).

Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрено внесение соответствующих изменений в сведения об арендаторе земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) при отчуждении объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке. По общему правилу внесение изменений в сведения ЕГРН носит заявительный характер.

Росреестр (его территориальные органы) не вправе самостоятельно вносить в ЕГРН какие-либо записи (в том числе об изменении арендатора земельного участка в связи с отчуждением объекта недвижимости), за исключением случаев, установленных законом.

В связи с отсутствием норм законодательства, устанавливающих особый порядок внесения в ЕГРН сведений об арендаторе земельного участка при отчуждении объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке изменение сведений в ЕГРН осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943.

Отмечаем, что переход к покупателю объекта недвижимости права аренды земельного участка в силу закона не исключает возможности его приобретения в собственность в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии предоставленной лицензией.

Согласно статье 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В собственности области находится земельный участок, который располагается в границах месторождения, которое находится на Государственном балансе полезных ископаемых.

В отношении вышеуказанного участка недр выдана лицензия на пользование недрами юридическому лицу. Участок недр оформлен горноотводным актом. Площадь проекции горного отвода на горизонтальную поверхность - 150 га.

В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Пользователь недр, получивший лицензию, договор аренды на земельный участок в границах горного отвода не заключил.

Вместе с тем, имеется заинтересованное лицо, которое обратилось за предоставлением в аренду земельного участка площадью 19,6 га, расположенного в границах горного отвода, с разрешенным видом использования: для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов. Использование земельного участка предполагается без осуществления строительства капитальных объектов.

На основании изложенного, просим разъяснить, возможно ли предоставление земельного участка (не участка недр) в границах горного отвода лицу (не являющемуся пользователем недр на основании лицензии) для целей, не связанных с пользованием недрами.

Кроме того, согласно статьи 7 Закона о недрах любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. С учетом того, что земельный участок испрашивается не для целей пользования недрами, а также принимая во внимание тот факт, что участок недр на праве аренды пользователю недр не предоставлялся, просим разъяснить, требуется ли в данном случае согласование предоставления земельного участка с пользователем недр.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию  и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах,  об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии со статьей 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, горный отвод и земельный участок над ним - это самостоятельные объекты права, что подтверждается судебной практикой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 1314-О).

Следовательно, обладая правом на пользование недрами в границах определенного горного отвода, недропользователь не наделен правом владения, пользования, распоряжения земельными участками, расположенными в границах, определенных горным отводом, что следует также из положения статьи 25.1 Закона о недрах и подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. № 15737/05). Лицензия на право пользования недрами является лишь основанием для последующего предоставления земельного участка в целях недропользования.

В иных случаях действующее законодательство Российской Федерации допускает осуществление изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

По общему правилу земельный участок может быть использован в соответствии с разрешенным использованием, которое определяется в соответствии с федеральным законодательством.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.

Данным пунктом установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

В настоящее время имеется правовая неопределенность по вопросу применения данной нормы при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.

В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ).

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 354-ФЗ) статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Правовая норма, установленная пунктом 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, направлена на уточнение правового режима земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Следует обратить внимание, что содержание данного положения указывает на распространение его действия в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, и следовательно, неприменимо в случае изменения такой категории. При этом указанные положения не содержат запрета на перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.                        

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию установлены Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

Как следует из положений пункта 3 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается, в том числе в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

То обстоятельство, что земельный участок планируемый для перевода из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий находится на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку иное не следует из положений пункта 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю осуществляется без проведения торгов.

В силу части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 части 2 статьи 39.15 указанного кодекса.

Подпунктом 1 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что такие документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, определены перечнем, который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1.

Согласно пункту 46 указанного перечня, недропользователем для приобретения прав без проведения торгов на земельный участок, необходимый для проведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода (за исключением сведений, содержащих государственную тайну).

То есть, исходя из буквального толкования взаимосвязанных вышеперечисленных норм права следует, что предоставление без проведения торгов земельного участка необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, возможно исключительно в границах горного отвода.

В соответствии со статьей 7 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - закон О недрах), согласно лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 закона О недрах орган государственного горного надзора оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пунктом 4 стати 12 закона О недрах установлено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

При этом, статьей 25.1 рассматриваемого закона определено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Порядок разработки и содержание проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, регулируется множеством нормативных документов.

Так, согласно пункту 14 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Такие требования утверждены Приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья».

В разделе Б пункт 4.3 указанных требований определено, что в проектной документации должны содержаться сведения об отвальном хозяйстве (отвалы грунта, образующиеся при разработке карьеров).

Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» установлено, что отвалообразование это процесс размещения вскрышных пород в отвале, являющийся завершающим звеном в производстве вскрышных работ на карьерах.

В силу приказа Ростехнадзора от 23.12.2011 № 738 «Об утверждении Инструкции по предупреждению самовозгорания, тушению и разборке породных отвалов», местоположение проектируемых отвалов выбирают с учетом геодинамического районирования территории, инженерно-геологических и гидрологических изысканий, ценности земель, наличия коммуникаций, дальности и стоимости транспортировки породы и направлений последующей рекультивации.

В соответствии с пунктом 141 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.2003 № 45 «Об утверждении «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов, их параметры определяются проектом. Выбору участков для размещения отвалов должны предшествовать инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания. В проекте должна быть приведена характеристика грунтов на участках, предназначенных для размещения отвалов. Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом.

Исходя из изложенного, места размещения отвалов проектируются при подготовке проекта документации для проведения работ по недропользованию, который разрабатывается после получения лицензии и подлежит государственной экспертизе.

В силу вышеперечисленным норм, размещение в границах горного отвода внешних отвалов, которые необходимы для проведения работ, связанных с пользованием недрами и являются их неотъемлемой частью, прямо запрещено действующими нормативными правовыми актами.

При этом, положениями земельного законодательства предусмотрена возможность приобретения недропользователем прав на земельные участки без проведения торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами, исключительно в границах горного отвода.

В данном случае имеет место коллизия норм права, содержащихся в Земельном кодексе Российской Федерации, приказе Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 и законодательстве, регулирующем недропользование, в части несоответствия возможности предоставления земельного участка без проведения торгов для целей недропользования.

На основании изложенного, прошу Вас пояснить возможно ли предоставление без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения работ, связанных с пользованием недрами (размещения внешних отвалов грунта), расположенного за пределами горного отвода, но являющегося при этом в соответствии с законом О недрах, утвержденным уполномоченными органами государственной власти проектом недропользования, неотъемлемой частью работ по недропользования.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (статья 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

Следовательно, предоставление недропользователю земельного участка в аренду без проведения торгов по основаниям, установленным подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется исключительно в границах, установленных горноотводным актом.

Предоставление земельных участков за пределами границ, установленных горноотводным актом, осуществляется в общем порядке.

Отмечаем, что для ведение работ, связанных с пользованием недрами допускается установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (подпункт 3 статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 п.п. 1 статьи 39.15 ЗК РФ,  к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются  документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Перечень Документов, согласно пункту № 46, приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 (ред. от 12.10.2016) «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», должен содержать, в том числе выдержку из лицензии на пользование недрами, подтверждающую границы горного отвода.

В настоящее время, компании нефтегазового комплекса и компании, транспортирующие углеводородное сырье, нуждаются в обустройстве месторождений и строительстве инфраструктуры. Участвуя в аукционах на право пользования недрами местного значения, получают лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча песка на месторождениях. Согласно закону РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в установленном порядке уплачивают разовые платежи за пользование недрами.

Следует отметить, что указанные в лицензии на право пользования недрами подтверждённые границы запасов имеют статус предварительных границ горного отвода, и уточняются при проектировании и утверждении в установленном порядке, горноотводного акта.

Далее выполняются работы по проектированию карьеров минерального грунта. Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.06.2010г. № 218 исходными данными для разработки проектной документации, в том числе являются распорядительные документы о согласовании места расположения объекта (акт выбора площадки) – материалы предварительного согласования предоставления земельных участков. Таким образом, получение решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка является необходимым, в первую очередь во исполнение приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.06.2010г. № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья» для разработки проектной документации.

После экспертизы проектной документации, разрабатывается и утверждается проект горного отвода и оформляется горноотводный акт. В границы горного отвода включается дополнительная площадь для обеспечения организации  работ по недропользованию и проведению рекультивации. Границы земельных участков под карьеры песка, формируют с учетом подтвержденных границ запасов, согласно лицензии на право пользования недрами, а также технологической необходимости устройства сопутствующих сооружений – кавальеров из грунта, изъятого при вскрышных работах и площадки временных зданий для размещения персонала и техники на период производства работ и т.д.

Согласно ст. 25.1 закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ. Соответственно оформленный и утвержденный в установленном порядке горноотводный акт будет предоставлен  при обращении на стадии предоставления земельных участков в аренду.

При обращении с ходатайством о предварительном согласовании предоставления земельного участка, необходимого для выполнения работ по проектированию, компании получают отказ на основании того, что испрашиваемый земельный участок больше по площади границ подсчета запасов. Специалисты администрации  предлагают выполнить проектирование, оформить горноотводный акт и после этого обращаться с ходатайством о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Мы считаем, что на стадии предварительного согласования предоставления земельного участка, достаточно   прикладывать лицензию, в которой  площадь запасов полезного ископаемого, меньше чем испрашиваемый участок. На стадии ходатайства предоставления участка в аренду будет приложен горноотводный  акт и указанная в нем  площадь, будет строго соответствовать площади указанной в распоряжении о  предварительном согласовании предоставления участка. Границы испрашиваемого земельного участка, формируются на основании разработанного и утвержденного заказчиком ген. плана на разработку карьера, в дальнейшем включаются в границы горного отвода, что позволяет избежать разницы в площадях.

Существуют серьезные риски приступать к проектированию, без предварительного согласования предоставления участка для обеспечения работ по недропользованию, в нарушении  приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.06.2010г. № 218. Так как по окончанию проектирования, дополнительная площадь, необходимая  для обеспечения организации  работ по недропользованию и проведению рекультивации, может быть уже предоставлена третьему лицу. 

Возможно ли предварительное согласование предоставления земельного участка, большей площадью, чем площадь подсчета запасов, которая указана в лицензии?

В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (статья 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

Следовательно, предоставление недропользователю земельного участка в аренду без проведения торгов по основаниям, установленным подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется исключительно в границах, установленных горноотводным актом.

При этом решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не может служить предусмотренным в пункте 1.2 приказа Минприроды России от 25 июня 2010 г. № 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработка минерального сырья» распорядительным документом о согласовании места расположения объекта (актом выбора площадки), поскольку такое решение по юридической природе не является документом, подтверждающим возможность размещения объектов необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами и не может быть принято до утверждения проектной документации.

Необходимо отметить, что предусмотренный земельным законодательством этап предварительного согласования предоставления земельного участка не имеет правового значения подтверждения возможности размещения здания в определенном месте, как это было в ранее действовавшем порядке предварительного согласования места размещения объекта.

Также отмечаем, что действующее законодательство Российской Федерации допускает осуществление изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

 

 

 

Другие материалы

Международная защита прав на цифровые активы производственного бизнеса
09.06.22

Я хочу рассказать о цифровой защите активов, о том, почему этим стоит заниматься и почему это реально работает.

Законодательные нововведения в сфере недвижимости 2020 года
14.12.20

Предлагаю обзор тех законодательных изменений, которые произошли в прошлом году. Отчасти можно сказать, что год получился плодотворный с точки зрения законотворческой работы, с другой стороны, много чего мы не успели сделать.

Относительно внесения в ЕГРН сведений об охранных зонах
23.05.19

Внесение в ГКН сведений о границах зон с особыми условиями использования.