Относительно перевода земель и (или) земельных участков из одной категории в другую

В исполнительный орган государственной власти субъекта РФ поступило ходатайство о переводе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Указанный земельный участок образован для целей охраны государственной границы и для обустройства самой линии государственной границы.

Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.

В связи  с чем, прошу Вас дать разъяснения (пояснения) относительно органа уполномоченного на осуществление перевода указанного земельного участка.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.

Как следует из положений статьи 49, пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, к федеральным нуждам относятся: выполнение международных обязательств Российской Федерации; размещение объектов федеральных энергетических систем; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи; объектов, обеспечивающих космическую деятельность; объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейных объектов федерального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; автомобильных дорог федерального значения, а также, размещение объектов федерального значения. При этом указанный перечень федеральных нужд не является исчерпывающим.

Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации областях, определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 162-р.

Понятие объектов федерального значения определено подпунктом 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом из содержания подпункта 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что не все объекты федерального значения подлежат отображению на документах территориального планирования, а только объекты в областях, непосредственно указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Вопрос об отнесении объекта, не подлежащего отображению в документах территориального планирования, к объектам федерального значения должен решаться в зависимости от соответствия таких объектов признакам, предусмотренным подпунктом 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из положений части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон планируемого размещения объектов федерального значения также указываются в проекте планировки территории. При этом ограничение, предусмотренное частью 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации применимо только в отношении объектов, подлежащих отображению в документах территориального планирования.

Таким образом, размещение объектов федерального значения должно быть обусловлено документом территориального планирования Российской Федерации либо документацией по планировке территории (в случае, если такой объект не подлежит отображению в документах территориального планирования).

По мнению Департамента недвижимости, при отсутствии сведений об объекте в документе территориального планирования Российской Федерации либо в документации по планировке территории (с правовым статусом, как объект федерального значения), то решение о переводе земельного участка из одной категории в другую может быть принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Другие материалы

Оценка цифровой зрелости как инструмент принятия управленческих решений
25.08.22

Я расскажу вам об инструменте, который мы создали. Мы помогаем оценить цифровую зрелость организации и понять, насколько она соответствует тому или иному состоянию.

«Lessons Learned по проекту Lean Management: основные тенденции в зависимости от степени «охвата» организации»
30.06.22

При внедрении проекта мы все сталкиваемся с ограниченными ресурсами: человеческими и иными.

Относительно правового режима земельного участка
24.05.19

Правовой режим земельного участка: действующее правовое регулирование, правоприменительная и судебная практика, основные направления совершенствования законодательства. Единообразный порядок установления разрешительного использования земельных участков.