Относительно определения размера арендной платы

Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Это относится, в том числе, к объектам систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Вопрос: Просим разъяснить, каким документом подтверждается отнесение объекта к объектам федерального, регионального или местного значения?

Понятие объектов федерального, регионального и местного значения определено статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу размещение таких объектов должно быть обусловлено соответствующими документами территориального планирования.

Вместе с тем из содержания статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что не все объекты федерального, регионального и местного значения подлежат отображению на документах территориального планирования, а только объекты в областях, непосредственно указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, и виды которых установлены законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения указываются в проекте планировки территории.

Таким образом, размещение таких объектов должно быть обусловлено соответствующими документами территориального планирования либо документацией по планировке территории. 

 Вопрос об отнесении объекта, не подлежащего отображению в документах территориального планирования, к объектам федерального, регионального и местного значения должен решаться в зависимости от соответствия таких объектов признакам, предусмотренным статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ предусмотрено, что собственник объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вопрос: Каким образом в указанном случае производится расчет арендной платы за земельный участок при условии, что предыдущий договор аренды заключался для строительства объекта на торгах?

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

При этом на уровне федерального закона какие-либо особенности расчета арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых в аренду по правилам, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не установлены, в связи с чем размер арендной платы должне определяться по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, следует отметить, что нормы пункта 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» являются переходными положениями, регулирующими отдельные вопросы, связанные с введением нового правового регулирования в связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 580-О переходные положения Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечивают необходимую в таких случаях разумную преемственность ранее возникших отношений по предоставлению земельных участков без торгов.

В этой связи представляется, что при принятии правил определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ органами государственной власти и органами местного самоуправления также может быть обеспечена разумная преемственность ранее возникших отношений, в связи с чем в соответствующих актах таких органов могут быть предусмотрены какие-либо особенности определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков по правилам, предусмотренным пункта 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Другие материалы

Как мотивировать материально? Стимулирующая система оплаты труда: сколько и когда платить
25.08.22

Я представляю Объединённую авиастроительную корпорацию, а именно компанию «Сухой». Мой доклад посвящён повременной и сдельной системе оплаты труда.

Изменения законодательства в области использования лесов и лесопользования
09.08.22

Изменения законодательства в области использования лесов и лесопользования. Практика применения Лесного, Земельного, Имущественного законодательства в РФ.

Последние изменения законодательства в области использования лесов и лесопользования
05.03.21

Я остановлюсь на трёх темах. Первая — это использование лесов, представление об использовании лесов. Вторая — земельно-имущественные отношения. Третья — переводы земель лесного фонда из леса в не лес.