Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Это относится, в том числе, к объектам систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Вопрос: Просим разъяснить, каким документом подтверждается отнесение объекта к объектам федерального, регионального или местного значения?
Понятие объектов федерального, регионального и местного значения определено статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу размещение таких объектов должно быть обусловлено соответствующими документами территориального планирования.
Вместе с тем из содержания статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что не все объекты федерального, регионального и местного значения подлежат отображению на документах территориального планирования, а только объекты в областях, непосредственно указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, и виды которых установлены законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения указываются в проекте планировки территории.
Таким образом, размещение таких объектов должно быть обусловлено соответствующими документами территориального планирования либо документацией по планировке территории.
Вопрос об отнесении объекта, не подлежащего отображению в документах территориального планирования, к объектам федерального, регионального и местного значения должен решаться в зависимости от соответствия таких объектов признакам, предусмотренным статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ предусмотрено, что собственник объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопрос: Каким образом в указанном случае производится расчет арендной платы за земельный участок при условии, что предыдущий договор аренды заключался для строительства объекта на торгах?
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При этом на уровне федерального закона какие-либо особенности расчета арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых в аренду по правилам, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не установлены, в связи с чем размер арендной платы должне определяться по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем, следует отметить, что нормы пункта 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» являются переходными положениями, регулирующими отдельные вопросы, связанные с введением нового правового регулирования в связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 580-О переходные положения Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечивают необходимую в таких случаях разумную преемственность ранее возникших отношений по предоставлению земельных участков без торгов.
В этой связи представляется, что при принятии правил определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ органами государственной власти и органами местного самоуправления также может быть обеспечена разумная преемственность ранее возникших отношений, в связи с чем в соответствующих актах таких органов могут быть предусмотрены какие-либо особенности определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков по правилам, предусмотренным пункта 21 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».