Относительно использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земучастков и сервитута

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» были определен перечень видов объектов.

Вопрос возникает в части п. 4 перечня - Элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).

Вопрос – является ли этот перечень закрытым, те элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы  исключительно - беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. № 385 «О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300» пункт 4 изложен в новой редакции, согласно которой без предоставления земельных участков и без установления сервитутов могут размещаться элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики). При этом отмечаем, что указанный перечень элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Ранее управление в части определения перечня элементов благоустройства пользовалось Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 (ред. от 17.03.2014) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований», но как известно документ утратил силу 17.12.2015, в связи с чем возникает вопрос – будет ли принят иной документ, который бы позволял определять является ли указанный в заявлении объект, предполагаемый к размещению, элементом благоустройства? Если нет, просим проинформировать о том, чем муниципалитетам стоит пользоваться в целях конкретизации тех самых элементов благоустройства?

Действующее законодательство не закрепляет ни определение элементов благоустройства, ни определение малых архитектурных форм.

Вместе с этим в соответствии со, статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Конкретные объекты благоустройства территории, а также мероприятия, связанные с содержанием таких объектов, определяются в соответствии с правилами благоустройства территории поселения (городского округа), принятие которых относится к вопросам местного значения муниципальных образований (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2 Закона № 131-ФЗ).

На территории муниципального образования «Город Астрахань» располагаются металлические гаражи, используемые гражданами в местах не пригодных для строительства объектов капитального строительства, либо предоставленные гражданам не имеющим возможности построитель гараж в порядке ст. 34 Земельного кодекса, в редакции действующей до 1 марта 2015 года. Срок предоставления таких объектов истек. В приказе Минрегиона от 27.12.2011 гаражи боксового типа относились в некапитальным нестационарным сооружениям, которые в свою очередь были отнесены к элементам благоустройства. Учитывая что в настоящее время данные методические рекомендации не действуют, а так же с учетом формулировки – «перечень видов объектов, размещение которых МОЖЕТ осуществляться…», имеет ли право муниципалитет предоставлять земельные участки для размещения (установки) металлических гаражей в рамках ст. 39.11 Земельного кодекса РФ? Либо может ли муниципалитет на своем уровне, либо на уровне субъекта принять методические рекомендации по типу рекомендаций Минрегиона, где пропишет о том что нестационарные гаражи являются элементами благоустройства?

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных статьями 39.3, 39.5, 39.6, 39.9, 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, предоставление земельных участков осуществляется либо без проведения торгов (в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации) либо по результатам аукциона с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации.

При этом согласно пункту 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, предоставление земельных участков для размещения металлических гаражей осуществляется в аренду на аукционах, порядок и организация  проведения  которых  регулируется  статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Другие материалы

Относительно судебной практики по вопросам реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ
21.05.19

Вопрос, который возник, когда вступил в силу 171-й Федеральный закон: А можно ли считать договор аренды земельного участка возобновлённым на неопределённый срок?

Что делать, если нет ощутимых результатов от внедрения бизнес-системы. Как повысить вовлечённость сотрудников в бизнес-систему.
19.05.22

Я буду больше делать акцент на бизнес-систему, потому что это некое эволюционное движение вперёд по развитию инструментов бережливого производства, Лин и так далее, куда двигаются все компании, которые верят в устойчивость развития своего бизнеса.

Международная защита прав на цифровые активы производственного бизнеса 1 часть
24.05.23

Я хочу рассказать о цифровой защите активов, о том, почему этим стоит заниматься и почему это реально работает.