Последние изменения законодательства в области использования лесов и лесопользования

Я остановлюсь на трёх темах. Первая — это использование лесов, представление об использовании лесов. Вторая — земельно-имущественные отношения. Третья — переводы земель лесного фонда из леса в не лес.

 

Иван Васильевич Советников

Заместитель руководителя Федерального агентства

лесного хозяйства по цифровой трансформации

 

Предоставление и использование земельных участков

Первая базовая вещь, которую мы должны понимать, прежде чем обсудим тематику лесных отношений и использования лесов, — это тема, что такое лес. Есть бытовое или биологическое понимание, что лес — это некая совокупность деревьев, где растут ёлки, сосны, берёзы, живут звери. Всего леса занимают у нас 69% от территории суши России. Когда мы говорим слово «лес», то очень часто возникает картинка бора, сосняка или ельника, но с правовой точки зрения это неверно. С правовой точки зрения лес — это всё то, что входит в границы лесничества как территории. Это всё является правовой сущностью леса. Причем физически это может быть всё что угодно, например, болото. Самые большие в мире Васюганские болота — это земли Лесного фонда, их правовой статус — лес. Пустыри, гари, прогалины, редколесья, вся дельта Волги, где произрастает камыш, — всё это с правовой точки зрения лес. Соответственно, вся эта территория регулируется положением лесного законодательства — в первую очередь Лесным кодексом и иными положениями лесного законодательства. Верно и обратное: если сельскохозяйственное поле заросло древостоем, если вы на своём участке вырастили вишнёвый сад или ещё какие-нибудь деревья, если земли запасы заросли деревьями, что может быть похоже на лес, но де-юре это земли сельхозназначения, земли запаса, земли населённого пункта и так далее. На них лесное законодательство не распространяется. Это ключевой момент, который мы должны понимать. Более того, леса могут быть ещё на землях обороны — порядка шести миллионов гектар, на землях ООПТ — 26 миллионов гектар, на землях населённых пунктов — 1,5 миллиона гектар. Из этих миллионов гектар лесов покрыто древостоем только две трети — порядка 800 миллионов гектар. На трети, то есть на 400 миллионов гектар земель Лесного фонда, нет и никогда не будет деревьев в силу биологических особенностей той или иной территории. Итог: лес с правовой точки зрения — это всё то, что попало в границы лесничества.

Второй посыл — использование лесов. Лесной кодекс содержит 16 видов использования лесов. Очень грубо их можно разделить на две большие группы: это те случаи использования лесов, когда на них проводятся аукционы, и те случаи, когда аукционы не проводятся. Аукционные виды — это заготовка древесины, рекреация, сбор грибов и ягод, дикоросов, выращивание посадочного материала, заготовка живицы и так далее. Это те виды, которые традиционно связаны именно с лесным хозяйством. В первую очередь, это заготовка древесины. До принятия Лесного кодекса это вообще называлось главным пользованием как вид, а остальные были побочными видами лесопользования.

Неаукционные виды связаны с иным использованием леса, например, размещением линейных объектов, размещением гидротехнических сооружений, добычей полезных ископаемых и всей той деятельностью, которая осуществляется в лесу как на земельной территории, а не в лесу как в некоей субстанции, где произрастает древостой. Во многом безаукционный вид связан с тем, что, если у вас есть полезные ископаемые или вам нужно построить линейный объект, то обычно не вы выбираете его трассировку. Строительство дороги имеет точку А, точку Б и определённую линейность. Недра развивают в конкретном месте. В связи с этим проводить аукцион на недра или иное выбирать место — глупо и абсурдно. Трудно понятно, но это безаукционные виды.

При этом даже безаукционные виды делятся на две большие группы: с предоставлением участка и без предоставления участка. Представление участка — это его образование и договор аренды. Без предоставления — это сервитуты и разрешение на размещение участков. Отдельно у нас есть охранные зоны, которые имеют специфический статус в лесном законодательстве.

Давайте начнём с использования лесов с предоставлением лесных участков. Прежде чем предоставить участок, его нужно образовать. Образование участков идёт по двум различным путям. Первый путь — проектная документация. Форма проектной документации утверждена. Подход действует с 2016 года, по этому пути образования каких-либо проблем нет. Проектная документация разрабатывается заинтересованным лицом, утверждается уполномоченным органом, в итоге постановка на кадастр. Этот вид образования действует для всех безаукционных видов, кроме одного — новых линейных объектов. Участки под линейные объекты образуются не по лесному, а по земельному законодательству. Там другой порядок. Моё мнение как правоприменителя, что образование по Земельному кодексу сложнее и запутаннее, чем образование по проектной документации лесного участка. Но коллеги из Минэкономразвития считают наоборот: что проект межевания территории — это очень верный и понятный путь.

После образования участка, как бы он ни образовался, происходит его предоставление. Предоставление, опять же, в данном случае — безаукционное. Соответственно, каких-либо сложностей на практике в последние годы не вызывает. Если вам уже дали предварительное согласование и образовали участок, то орган, представляющий участок, не вправе отказать вам в его предоставлении по тем или иным основаниям. Это тоже достаточно простая и понятная процедура. Единственное, что хочется в ней улучшить, — это перевести её полностью в электронный вид. До этого мы пока не дошли. И проектная документация, и предоставление происходят на бумаге. Но, надеюсь, что в перспективе двух-трёх лет мы полностью её обратим в электронный вид, когда вы будете заходить на портал госуслуг, там прикладывать соответствующие документы и в электронном виде образовывать участки, заключать договоры и, надеемся, регистрировать договора.

Вопрос из зала: Есть ли какой-либо общий ресурс, где можно увидеть границы лесных земель? Довольно часто получается, что мы их видим в одних границах, а когда документы подают в администрацию, то она со своего ресурса говорит, что границы совершенно другие.

И.В. Советников: Очень хороший вопрос! У нас, к сожалению, возникла очень простая и банальная проблема: в советское время и лесоустроители, и землеустроители жили более или менее общо: составлялись планы, они подписывались с двух сторон, и были общие границы. Лесник понимал, где находятся не его земли, колхоз или совхоз понимал, где находятся лесные земли. К сожалению, в начале 90-х годов эта связь была разрушена, лесники начали жить своей жизнью, земельщики — своей. Такое раздельное проживание длилось до 2017 года. Но и на сегодня общего ресурса, который на 100% позволяет вам видеть все границы лесов, нет.  

Ситуация очень разная по регионам. В ряде регионов есть такие ресурсы. Допустим, в Московской области, в Самаре, в Ханты-Мансийске, в Иркутске есть свои ресурсы. В Московской области работает rgis.mosreg.ru, на который любой человек заходит и видит границу леса, категорию защитности, виды разрешённого использования. Сегодня порядка 10 субъектов таких есть в России. С другой стороны, Федеральное агентство лесного хозяйства три или четыре года издаёт границы в приказе «О координатах границ лесов», и мы их вносим в ЕГРН. На публичной кадастровой карте вы можете тоже их увидеть. Здесь есть две другие проблемы. Проблема первая — они изданы только по трети лесничеств в России, а в ЕГРН внесены ещё меньше: порядка трёхсот границы, то есть в перспективе все границы лесничеств будут как отдельный ЗОУИТ видны на публичной кадастровой карте.

Другая проблема с публичной кадастровой картой — она позволяет видеть контур, саму линию и, возможно, отличить лес от не леса. Но вы с помощью кадастровой карты не узнаете, какая категория защитности и, соответственно, какие виды разрешённого использования. Если вы строите дорогу, ЛЭП или башню связи, то вы должны понимать, можно в конкретном лесничестве это делать или нельзя.

Мы сейчас эту проблему стараемся решить с другой точки зрения. Буквально 4 февраля 2021 года подписан Федеральный закон 3-ФЗ, который предусматривает так называемую публичную лесную карту. Рослесхоз планирует её сделать уже к 1 сентября. К этой дате мы надеемся туда внести первое — большинство границ лесничеств, второе — квартальную сеть с привязкой к категории защитности и видам разрешённого использования каждого квартала. На самом деле, виды разрешённого использования — производные от защитности в самых основных случаях. Я очень надеюсь к 1 сентября в первом приближении взаимно увязать эти границы, провести процедуру лесной амнистии, чтобы такой общий ресурс появился в России.

Вопрос из зала: На публичной кадастровой карте эта информация появится?

И.В. Советников: Нет. Вернее, на публичной кадастровой карте уже сейчас есть границы лесничеств, по которым Рослесхоз издал приказы о координатах этих границ в виде ЗОУИТа. Чем хороши границы лесничеств на публичной кадастровой карте, так это тем, что Росреестр, когда вносит границу в ЕГРН, вырезает из неё все пересечения. То есть там чистая граница, с вырезанными пересечениями иных собственников. Ресурс, который появится, будет отдельно.

Вопрос из зала: Как он будет соотноситься с публичной кадастровой картой? В продолжение вопроса расскажу историю. В Новосибирской области есть материалы лесоустройства 1988 года, которые существуют в бумажном варианте, в них полностью отсутствует координатное описание. Но лесничество и местное Минприроды говорит: «Мы так видим. Там был лес. Куда он мог деться? Рослесхоз нам не отменяет. Мы пользуемся этими материалами». Как быть, пока это не привяжется к ЕГРН?

И.В. Советников: Очень легко. Эта проблема полностью решена более трёх лет назад. С 17 августа 2017 года действует Федеральный закон 280-ФЗ о лесной амнистии — Закон о приведении ЕГРН в соответствии с ГЛР. Действительно, до 2017 года существовала гигантская проблема, вызванная той разобщенностью, о которой я говорил. Лесники долгие годы вели свои карты, прикрываясь секретностью, и не отдавали их земельщикам. Те, в свою очередь, долгие годы развивали то, что сейчас стал кадастровым учётом и ЕГРН. Даже если бы все делали всё правильно, то и тогда бы карты рознились, потому что накапливаются ошибки и противоречия. К сожалению, это ещё умножается на то, что много людей нечестных со стороны и земельщиков, и лесников. Так называемые «колхозные леса» лесники часто рисовали как лес, а сельхозники смело рисовали как земли сельхозназначения. Только в Московской области таких пересечений накопилось 200 тысяч — участков иных категорий, пересекающих земли Лесного фонда. До 2017 года только суд мог сказать, кто прав, кто виноват.

С 2017 года появился совершенно чёткий простой и понятный механизм так называемой лесной амнистии, который говорит об одном: на уровне закона установлен приоритет. Причём в подавляющем большинстве случаев это приоритет ЕГРН. Если пересекается по планшету лес и чей-то земельный участок, то, если этот участок образован до 1 января 2016 года, если он относится к населённому пункту, если на него есть права или какое-либо ещё ограничение, то участок считается «землями иной категории», причём автоматически. Для этого даже не требуется специальное решение. Как бы постфактум лесникам вменено в обязанность — привести ГЛР в соответствие с ЕГРН. Они должны это сделать до 1 января 2023 года.

Но ещё раз говорю, что закон специально сформулирован так, что приведение или неприведение никак не ограничивает ваши права. Если у вас в ЕГРН участок отмечен как сельхозка, то вы им должны пользоваться именно так.

Вопрос из зала: Это только один из случаев, когда участок существует. Мы, допустим, хотим сформировать участок из госсобственности. Лесники это блокируют, говоря, что там у них по данным 1988 года лес.

И.В. Советников: Образовывайте как лесной участок. В чём проблема?

Уточнение: ДИЗО. При образовании лесного участка делали запрос в Минприроды на наличие лесов. Минприроды отвечает: «Да, лес». В ЕГРН нет, в таксационных материалах нет, координатного описания нет.

И.В. Советников: Есть некая территория, где участок не образован. В ЕГРН там стоит пробел. Лесник говорит, что это лес. Есть планшет на этот лес. В чём проблема? Образовывайте из этой территории лесной участок. Чтобы образовать участок, таксационное описание не требуется. Чтобы его образовать, вам нужны, в первую очередь, координаты.

Вопрос из зала: Ни квартала, ни выдела, ни нумерации — ничего нет.

И.В. Советников: Это странный случай. Если у вас нет только номера квартала, то не очень понятно, как лесники говорят, что это лес. Потому что квартал и выдел при любом лесоустройстве — это база. Когда вы заходите в лесоустройство, то первое, что вы делаете, — рисуете квартал. После того как у вас есть квартал, вы образовываете уже по однородным породам, без этого невозможно лесоустройство. Лес без кварталов и выделов — это странно.

­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________

Вопрос из чата: Применимо ли по лесному законодательству постановление Правительства №1816, которое допускает 35-киловольтные ЭВЛ?

И.В. Советников: Оно применимо в лесном законодательстве. Вообще, наличие или отсутствие разрешения о строительстве не принципиально. Если постановление Правительства допускает размещение на праве РНР, то ставьте объект по РНР. Или на сервитуте. Более того, в статье Лесного кодекса про линейные объекты специально оговорено, что предоставление участков осуществляется по земельному законодательству. То есть ровно по тем же правам вы можете разместить объект и в лесу. Кроме одного нюанса — рубки. Если вам нужно рубить, то альтернативы аренды у вас нет. Или публичный сервитут. Только два эти основания позволяют вам рубить. Если вы размещаете объект без рубки, то на любом другом праве, которое предусматривает Земельный кодекс или соответствующее постановление правительства.

Если 1300-е Постановление допускает без предоставления, то и в лесу можно без предоставления. Только без рубки — это ключевая история с рубкой насаждений.

_____________________________________________

Вопрос из зала: Будут ли на публичной лесной карте отражены границы военных лесничеств?

И.В. Советников: Скорее всего, нет. Есть два нюанса. Первый — нужно общаться с коллегами-военными, потому что они эти леса администрируют. Вопрос, нарушают ли границы этих лесов режим военной тайны или не нарушают. Мне кажется, что их в России порядка 6 миллионов гектар. От общей площади лесов это примерно 0,6%, то есть площадь небольшая. Если вам не повезло что-то построить в военном лесу, то публичная лесная карта вам не поможет, нужно общаться с коллегами-военными. Там в совокупности режим леса и режим военной территории со всеми запретами на допуск, с секретностью и всякими другими нюансами, связанными именно с деятельностью Минобороны.

Вопрос из зала: Справедливо ли утверждение, что военные лесничества командуют лесами, произрастающими на землях обороны? То есть это не земли населённых пунктов.

И.В. Советников: По общему правилу — да. Но я бы не сказал, что это справедливо. К сожалению, у коллег из Минобороны недостаточно разграничены населённые пункты, леса, земли обороны. Бывают военные части в лесу и лес в городе.

Вопрос из зала: А как же 131-ФЗ, как же Лесной кодекс, который говорит, что на территории населённого пункта растут городские леса, которыми командуют органы местного самоуправления, и других не бывает?

И.В. Советников: Я возвращаюсь на шаг назад. С военными всё сложнее. По общему правилу должно быть, если населённый пункт, то только городской лес. Но в связи с тем, что военные части часто не отделены от иных категорий и не выделены в отдельные единицы, может быть смешение. Здесь нужно всё-таки разбираться более предметно.

В идеальной картине мира должно быть так: если населённый пункт, то это городской лес. Границы военного лесничества не должны пересекать границы населённого пункта.  

­­­­­­­­­_________________________________________________

Вопрос из зала: Очень надо построить дорогу, которая предусмотрена генпланом и идёт по территории лесфонда. Региональное Минприроды не согласовывает.

И.В. Советников: Региональное Минприроды, региональное лесничество живут по закону. Как показывает практика, построить дорогу в лесу — самое простое, что можно сделать. Потому что, если вы строите дорогу по частным сельхозземлям, вы либо мучаетесь с выкупом, либо платите безумные деньги за этот выкуп. В лесу всё относительно дёшево и относительно просто, кроме одного — категории защитности лесов.

Продолжая отвечать на вопрос, перейду к следующей теме.

Все леса в России делятся на три большие группы: резервные, эксплуатационные и защитные. Как видно из названия, эксплуатационные леса — это те, которые мы используем для рубки древесины, их порядка 40%. Резервные леса — это удалённые и труднодоступные леса, куда мы не планируем заходить ближайшие 20 лет. Они составляют порядка 20-25%. В них можно только добывать полезные ископаемые, в первую очередь нефть и газ. Кстати, интересная ремарка — больше 95% нефти и газа в Российской Федерации добываются на землях лесного фонда. Защитные леса — это леса, которые выполняют климатообразующие, средообразующие, санитарно-защитные, водоохранные и другие полезные функции, не связанные с заготовкой древесины. Это те леса, с помощью которых мы защищаем города, русла рек, автомобильные дороги от негативного воздействия. Эти леса имеют культурное, историческое, природоохранное значение.

В эксплуатационных лесах можно практически всё: построить дорогу, целую обогатительную фабрику и рудный комбинат, огромное количество линейных объектов, те же подстанции. Чего только в лесах у нас не происходит. Но то, что максимально актуально для эксплуатационных лесов, с большими оговорками применяется для защитных лесов. Причём защитные леса, в свою очередь, делятся на около десяти подкатегорий, начиная от самых защищённых зелёных лесопарковых зон и заканчивая ценными, водоохранными, горными, полупустынными, пустынными и другими подтипами защитных лесов.

Этой тематике посвящена отдельная глава Лесного кодекса. Если вы хотите построить дорогу в защитных лесах, то вы должны свериться со статусом этих лесов и с их правовым режимом. Например, в лесопарковой зоне запрещено строить дороги. А, допустим, в водоохранных зонах дороги строить можно. Поэтому, прежде всего, вы должны взять вашу запроектированную, запланированную дорогу и приземлить на местность, посмотреть, какой там лес, какая категория защитности лесов. Более того, если это обычная автомобильная дорога, то сейчас по ним сделали максимально удобный способ перевода этих дорог из земель Лесного фонда в земли иных категорий. Раньше нужно было действовать через федеральное правительство. Сейчас всё максимально просто: вы один раз делаете документы терпланирования, после этого образовываете земельный участок под дорогу, идёте к лесникам, берёте этот участок в аренду под строительство дороги. С этим договором отправляетесь к регистраторам, и регистраторы одновременно с регистрацией договора меняют категорию земель с леса на земли промышленности и транспорта. Максимально простая процедура.

Возвращаясь к защитности. Если у вас лесопарк, и в нём нельзя строить дороги, то вы должны категорию защитности изменить предварительно. Если это зелёная лесопарковая зона, то по этому поводу есть 1009-е постановление Правительства, где достаточно детально расписан этот порядок. Сначала делается проектный документ. Нюанс в том, что по зелёным лесопарковым зонам и по городским лесам есть прямая норма Лесного кодекса о недопустимости уменьшения площади. Если вы хотите построить там дорогу на 2 гектара, то вы берёте планшет у лесников и ищете, где вам какую-нибудь придорожную полосу или эксплуатационный лес перекинуть в зелёный. Делается проект, согласовывается с органами социального управления, далее вы меняете защитность леса. Проект согласовывается с Федеральным агентством лесного хозяйства. Но если эта дорога есть в документах территориального планирования, то проблем нет. Меняете защитность, то есть берёте и автоматически перекидываете её в земли промышленности. И далее спокойно, как на землях промышленности, рубите лес, строите дорогу.

Если у вас был лес, стоял древостой – вы жили по правилам Лесного кодекса. Как только вы взяли договор, отдали регистраторам и участок превратился в земли промышленности, то мы тут же забываем Лесной кодекс. Это обычный земельный участок, регулируемый земельным и гражданским законодательством. Просто на нём растут деревья — движимое имущество. 136-я и 242-я статьи говорят, что деревья — это плоды, вещи. А как нам подсказывают ещё древние римляне, плоды и вещи являются собственностью собственника вещи или арендатора. Деревья, древостой, плоды и растения — это ваша собственность, если в договоре аренды не сказано другое. Если участок не в аренде, то может быть государственным имуществом со всеми вытекающими отсюда историями.

_____________________________________________

Вопрос из зала: Два вопроса из сказанного. Что если это дорога не общего пользования, но в генплане есть? Второй вопрос: что с договором аренды, если арендатором выступает региональное Минприроды?

И.В. Советников: Первое, железные дороги допускаются только в землях промышленности. Даже узкоколейки осваиваются, если это обычная железная дорога. Это земли промышленности, даже земли транспорта. То есть ровно так же переводятся эти объекты.

Второй вопрос: как быть с договором. После перевода земель мы заключали трёхстороннее соглашение: лесники, арендатор и Росимущество. Так как при переводе земель собственность не меняется, то имущество становится федеральным. По общему правилу всем общим федеральным имуществом распоряжается Росимущество. Мы спокойно для Росимущества просто меняли срок договора. Дальше, опять же, вступает в силу самая обычная норма земельного и городского законодательства по выкупу, по приватизации. Лесники уходят и забывают это как страшный сон, а вы забываете лесников.

Кроме одного нюанса. Раньше всё было бесплатно: сколько хочу — беру, сколько хочу — перевожу. Сейчас ввели норму компенсационного лесовосстановления: за каждый изъятый из леса гектар вы обязаны гектар леса восстановить, то есть где-то посадить лес. За срубленный, конечно, тоже. Если вы строите какую-то лесную дорогу или кладёте ЛЭП, то тоже должны восстановить лес. Это справедливо и честно. До 2005 года была денежная компенсация, причём достаточно солидная. Раньше люди думали, идти ли в лес или у частников выкупить их поле. Когда лес стал бесплатным, все ринулись в леса. Сейчас пытаемся направить линейщиков к тому, чтобы они минимизировали свои желания или что-то сделали более оптимально с точки зрения размещения объектов.

_____________________________________

Вопрос из зала: Довольно актуальный вопрос – 114-я статья Лесного кодекса: лесопарки и лесные участки, которые отданы под эксплуатацию существующих объектов. Сейчас довольно большое количество линейщиков осуществляет переоформление аренды на публичный сервитут, и 114-я статья запрещает в лесопарках эксплуатировать линейные объекты. Сейчас рассматривается законопроект, согласно которому без решения какого-либо органа исполнительной власти там, где есть ЗОУИТ, в ЕГРН будут вноситься сведения о публичном сервитуте. Вопрос номер один: что-то с 114-й статьёй планируется делать? Какая позиция у вас сформирована по поводу ЗОУИТов, публичных сервитутов друг на друге в лесопарках?

И.В. Советников: В Лесной кодекс на одном из этапов вкралась ошибка. Естественно, не было коварной мысли запретить эксплуатацию жилищных объектов в лесах. Это касается не только лесопарков, а всех статей по защитным лесам. Мы сейчас активно работаем над этим. Очень надеюсь, что к маю мы эту ошибку устраним и впишем слово «эксплуатация». Сейчас там есть только слово «реконструкция», что абсурдно: реконструировать можно, а эксплуатировать нельзя. Общее правило было и будет, что в защитных лесах нельзя строить новые объекты. А если получилось, что несколько десятилетий назад положили, допустим, газопровод в эксплуатационной части лесопарковой зоны или, как сейчас это называется, в зелёной зоне, то никто перекладывать его не попросит. Это было нонсенсом. Это мы поправим.

Про публичные сервитуты — давайте разделим. Как неплохой быстрый правовой механизм можно только приветствовать. Как механизм, который существенным образом уменьшает доходы лесного хозяйства, мы не поддерживаем. Но, опять же, есть норма закона — нужно исполнять.

Вопрос из зала: На практике получается, что комитеты лесного хозяйства очень активно этому противодействуют. Они даже говорят: «Если мы не принимаем участия в принятии решения об установлении публичного сервитута, то по факту его установления вы должны к нам прийти с лесными декларациями». Получается, что мы будем противоречить 114-й статье, когда придём с ним к ним с лесными декларациями.

И.В. Советников: Давайте разделим на группы. Действительно, когда проектировалась норма про публичный сервитут, наша позиция в том, что странно, когда на лесной территории располагаются люди, далёкие от леса, и даже не знают об этом. Это странно.

Но по закону обладатель публичного сервитута обязан сделать проверку своих лесов. Когда вы придёте в орган, комитет лесного хозяйства, то там чиновник, который оказывается в очень двояком положении. Ему приносят проект на эксплуатацию ЛЭП в зелёной зоне, где это не допускается законом. Чтобы исправить такое его положение, мы сейчас приняли норму закона, где прямо пишем, что эксплуатация разрешается. Тогда у них уже не будет оснований вам отказывать. Пока многие пишут: я знаю «реконструкцию», а не «эксплуатацию».

_____________________________________________

Вопрос из чата: В настоящий момент не установлен ни один сервитут на землях лесного фонда нашей области. Минприроды утверждает, что это неправильно.

И.В. Советников: Если субъекты не воспринимают нормы закона, обращайтесь в Рослесхоз, дадим разъяснения, понудим субъект эти законы исполнять. Как минимум, земельное законодательство одинаково по всей России, и все субъекты обязаны его исполнять. Если закон говорит, что нужен сервитут, то значит, нужен сервитут. Договор аренды тут не требуется. Обратитесь в Рослесхоз, мы регион поправим.

___________________________________________________

Последний блок: что новое нас ждёт.

4 февраля был подписан № 3-ФЗ. Он кардинально меняет ситуацию в сфере цифровизации лесного хозяйства. Отмечу две вещи. Про публичный сервитут я уже сказал. Второе — с 1 июля 2021 года все лесные отчёты, лесные декларации и акты топологического обследования леса полностью переводятся в электронный вид. Они будут передаваться исключительно через порталы государственных или муниципальных услуг. Мы законом запретили подачу лесных деклараций и отчетов, актов ЛПО на бумаге. Многие возражали, многие к этому не готовы. Но я совершенно убеждён, что надо было форсировать такой способ внедрения электронного документооборота.

Второе: с 1 января 2023 года Государственный лесной реестр полностью передаётся на федеральный уровень. К этому времени, я надеюсь, Государственный лесной реестр будет понятен и прозрачен. Здесь тоже в электронном виде.

Третье: мы планируем принять два больших закона по лесоустройству и лесовосстановлению. Сейчас в течение года вы должны сделать лесовосстановление, будет три года. Правда, планируем дополнить уходы. Мы хотим, чтобы на том же месте, где было вырублено, появлялся лес такой же площади.

По лесоустройству ничего не меняется. Меняется по древесине, по отводам, по продаже древесины специальным учреждениями через биржу. Если кто-то занимается древесиной, то с 1 января 2022 года вводится запрет на вывоз круглого леса из России.

Если есть предложения, то мы всегда будем рады поддержать или помочь.

___________________________________________

Вопрос из зала: У нас как у органа местного самоуправления большие проблемы с оформлением кладбищ, которые находятся на землях лесного фонда. Как Вы видите эту проблему? Пока мы её пытаемся решить только в судебном порядке. Мы запросили документы в архиве, и по некоторым кладбищам нашли документы о выделении земельных участков как раз из земель лесного фонда под захоронения с сохранением деревьев. Суды согласились с нашей позицией: если в 1936 году выделялся земельный участок под захоронение, то фактически он переводился в другую категорию, хотя на тот момент не было категорий земель, но было землепользование. Мы поднимали законы, Лесные кодексы 1923 года, где прописывалось, как может использоваться земля лесного фонда на тот момент. «Под размещение кладбищ» — там такого не было. Это старое кладбище, закрытое, уже не используется для новых захоронений. В лесоустроительных документах имеются сведения о том, что там кладбище. Но при постановке на кадастровый учёт это не учитывалось, и ставились как леса.

И.В. Советников: Ваша проблема подчёркивает тезис, что и в советское время была неразбериха. Проблема по кладбищам известная. Она касается и старых кладбищ, и действующих. Единственный выход, как мне кажется, — это перевод этих земель. Есть норматив по кладбищам: сколько их должно на тысячу человек населения. Если вы расширяете в рамках этого норматива, то Россельхоз все документы переводит и согласовывает.

Вопрос из зала: У нас проблема в том, что это защитные леса, и нам нужно выделять участки под компенсационные леса.

И.В. Советников: Опять же, какие защитные леса. Это касается двух категорий: зелёные и лесопарковые зоны. Любые другие защитные леса не требуют компенсации.

Уточнение: У нас как раз лесопарковая зона, поскольку Московская область (Мытищи) и вокруг водохранилища. Речь о существующих старых кладбищах, уже закрытых.

И.В. Советников: Мы переводим. Да, нужно постараться, применить проектную документацию, изменить лесопарк. Но это необходимо сделать. Главархитектура этим занимается активно. По крайней мере, по дорогам. Не вижу проблем, чтобы она сделала ещё документацию по кладбищам.

Уточнение: Просто у нас практика пошла в нашу пользу в Арбитражном суде Московской области. По Егорьевску сразу шесть кладбищ.

И.В. Советников: Если этот пункт работает, давайте дожмём его до конца.

Лирическое отступление, как жизнь отличается от того, что как чиновники придумываем. Когда я возглавлял Лесное хозяйство Московской области, то столкнулся с такой проблемой. На границе с Москвой есть Красногорск и Красногорский лесопарк. Небольшая часть этого Красногорского лесопарка ограничивалась городом Москвой с районом Митино. Причём из Митино туда есть доступ, а из Красногорска туда доступа нет. Там местные жители стихийно организовали кладбище домашних животных. Половина жителей пишут жалобы, что лесники вместо того, чтобы работать и защищать леса, допустили кладбище в лесу. Другая половина граждан тоже пишет гневные письма: лесник хочет их оштрафовать за попытки похоронить домашнего питомца. Де-юре это делать нельзя. Но как я могу оштрафовать родителей, пришедших с ребёнком, в этой ситуации? Опять же, де-юре я не могу выкопать то, что там находится, потому что это биологические отходы, причём третий класс опасности. Нужна специальная лицензия, специальные компании, которые куда-то всё это вывезут, кремируют, там целая процедура. Чиновник в такой ситуации находится между двух огней. Вопрос: как найти золотую середину, чтобы адекватно решить вопрос.

В вашем случае, если есть путь, он работает и он дешевле, чем проект, то отлично. Тем более, если старое кладбище. Ничего с ним не сделаешь.

Другие материалы

Относительно изменений в разрешительной документации на строительство
20.05.19

Изменения в разрешительной документации на строительство. Изменения за год в герулировании градостроительной документации. Новое в правовом регулировании рекультивации земель.

Относительно предоставления земельных участков для ведения садоводства и дачного хозяйства
07.08.18

Относительно предоставления земельных участков для ведения садоводства и дачного хозяйства

Относительно предварительного согласования предоставления земельного участка
22.04.18

Относительно предварительного согласования предоставления земельного участка