Продление антисанкционных мер в сфере законодательства о градостроительной деятельности на 2025 год
Максим Евгеньевич Галь
Заместитель директора Департамента Минстрой РФ
Из доклада вы узнаете о таких вопросах, как:
- Изменения законодательства в градостроительной деятельности, которые необходимо учитывать при планировании и реализации проектов в 2025 году
- Федеральный закон № 46-ФЗ
- Федеральный №58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Основное, на что хочется обратить внимание, — это продление ещё на один год тех антикризисных мер, которые на протяжении прошлых лет уже применялись. Стабилизационные оговорки были введены в 2022 году законами № 46-ФЗ, № 58-ФЗ, № 124-ФЗ. Данные законы продлены до конца 2025 года. Важно здесь учесть, что они не просто пролонгированы, а ещё и изменяются.
Федеральный закон от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ
Особенности данного закона в следующем:
1) Проведение государственной экспертизы проектной документации; ППРФ от 4 апреля 2022 г. № 579. Несмотря на датирование 2022 годом, документ корректировали много раз и последний раз в декабре 2024 года.
2) У Правительства есть полномочия подготовки, утверждения и внесения изменений в ДПТ, выдачи ГПЗУ, РС и РВ в отношении объектов, создаваемых для нужд ВС РФ, либо необходимых для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, а также в отношении линейных объектов регионального значения ППРФ от 2 апреля 2022 г. № 575.
В предыдущем году формулировка имела другое содержание: Правительство могло устанавливать эти же особенности для применения в любых случаях и для строительства любых объектов любого назначения. Иными словами, эти особенности сейчас имеют немного другой круг их применения.
Например, в этом году пропало, но активно применялось в прошлом и позапрошлом годах следующая практика. Первое — подготовка и утверждение документации по планировке территории для размещения линейных объектов федерального и регионального значения могли осуществляться даже в случае, если эти объекты не были предусмотрены документами территориального планирования. Допустим, возникает необходимость построить объект, который никто не планировал, но экстренно возникла необходимость в его строительстве. Никто не говорит о том, что нужно корректировать схему территориального планирования федерального уровня, можно начинать строить, то есть готовить документацию по планировке территории и утверждать её.
Второе — с 2025 года не применяется больше возможность о том, что допускается подготовка документации в области ДПТ в целях размещения трубопроводного транспорта объектов и линий электропередачи федерального значения. Было также сказано, что не только отсутствие документов территориального планирования как таковых может позволять готовить документацию. Но даже если документы территориального планирования предусмотрены, эти объекты в других местах или с другими характеристиками также допустимы.
Фактически на сегодня осталось только следующее действующее положение:
До 31 декабря 2025 года допускается подготовка, утверждение и внесение изменений в ДПТ, предусматривающая размещение линейного объекта регионального значения, в случае если размещение такого объекта не предусмотрено ДТП.
Допускается возможность размещать линейные объекты регионального значения, вносить изменения в такую документацию, если мы хотим разместить именно такие объекты в противоречие документам территориального планирования. Для объектов федерального значения такая возможность не была оставлена, а для объектов местного значения она не была изначально вовсе предусмотрена.
Напомню те изменения, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2022 г. № 575. В нём были продлены сроки действия градостроительных планов, разрешение на строительство. Изменения не продлевались далее. Была возможность не предоставлять согласование архитектурного облика, если градостроительный план был выдан до 1 сентября 2023 года. Все эти полномочия не были продлены на текущий год. Они реализованы по-другому, в усечённом формате.
Федеральный закон от 14.03.2022 г. №58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В данный документ никаких принципиальных изменений не вносилось, но часть особенностей, которые прямо вытекают из закона, уже закрепилась в общих положениях Градостроительного кодекса. Первое — срок согласования генерального плана сокращён в силу этого закона: это один месяц со дня поступления в согласующие органы. Второе — это срок проведения общественных обсуждений и публичных слушаний. Напомню, для отдельных случаев у нас был предельный срок до трёх месяцев. Сейчас в рамках положения 2022 года был ограничен предельный максимальный срок продолжительностью не более одного месяца.
В 2024 году в Градостроительный кодекс внесли изменения в положения, касающиеся документации по планировке территории и правил землепользования и застройки. Теперь эти сроки стали одинаковыми и максимально допустимыми — один месяц.
При этом для генерального плана и для ПЗЗ в Градостроительном кодексе зафиксировано положение о том, что предельный срок не может быть более одного месяца для общественных обсуждений или публичных слушаний. Для планировки территории есть и предельный минимальный срок. Нельзя провести публичное слушание быстрее, чем в срок две недели, но не дольше, чем один месяц.
Прямо из закона вытекает полномочие:
НПА Правительства РФ, субъектов РФ могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Эти изменения нашли отражения в общих положениях Градостроительного кодекса. С этого года субъекты имеют право в некоторых случаях отменять необходимость публичных слушаний и общественных обсуждений для документации о планировке территории. Это касается, в частности, генерального плана, ПЗЗ, проектов межевания.
В каждом регионе нужно изучить местные нормативные акты, так как сроки цикла инициации проекта могут быть сокращены ввиду отмены необходимости этих процедур. Это особенно актуально для комплексного развития территорий. В отдельных регионах градостроительная документация, предназначенная для комплексного развития, не требует общественных обсуждений или публичных слушаний в рамках временного периода. Полагаю, что эти положения будут продублированы в рамках общих норм Градостроительного кодекса.
Документация по планировке территории, которая готовится для комплексного развития, не подлежала рассмотрению на публичных слушаниях и общественных обсуждениях до 2021 года. С 2021 года её снова необходимо рассматривать. Но каждый регион самостоятельно определяет случаи для отдельных проектов. В том числе, для размещения промышленных предприятий такие процедуры могут быть отменены.
Законом предусмотрена и сохраняется следующая возможность:
- Подготовка проектов изменений в ГП и ПЗЗ может осуществляться одновременно с разработкой ДПТ. В этом случае проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по всем таким проектам осуществляется одновременно.
- По проектам ГП и ПЗЗ, подготовленным применительно к отдельным населённым пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, к территории за границами населённых пунктов, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся только:
- В населённом пункте, в отношении которого подготовлен проект ГП
- В ближайшем населённом пункте с участием правообладателей недвижимости, имеющих общую границу с таким населённым пунктом
Закон предусматривает возможность до конца года готовить документацию по планировке территории, даже если она не полностью соответствует правилам землепользования и застройки, положениям генерального плана, одновременно с планировкой территории. В этом случае в рамках одного пакета готовится документация по планировке территории и изменения, которые вносят в генеральные планы и ПЗЗ. Весь этот комплект документов можно вынести на общественное слушание или публичное обсуждение, если это потребуется и если регион не отменил необходимость их проведения.
Но в рамках закона можно подготовить с опережающим темпом документацию по планировке территорий, изменения генеральных планов и ПЗЗ. На публичное слушание изменения генеральных планов и ПЗЗ в рамках этого закона выносится в другом формате: круг участников, который рассматривает такую документацию, более узкий.
Например, если мы обсуждаем изменения в генеральных планах и ПЗЗ, в обсуждениях участвует не весь город или муниципальное образование, а только жители тех населённых пунктов, где эти изменения происходят или затрагивают их интересы. Если мы меняем функциональное зонирование за границами населённого пункта, то приглашаем на слушания только тех граждан, которые живут на прилегающей территории. Остальные жители города могут прийти на общественные слушания и поучаствовать в них, но их предложения и замечания не будут учитываться в протоколе. Такой же аспект по составу сокращённого круга участников публичных слушаний работает для генерального плана и для ПЗЗ.