Еще раз здравствуйте, мы продолжаем наше мероприятие, и я подключаюсь в качестве спикера следующего раздела.

 

 

Проверки ГИТ

Спикер: Еще раз здравствуйте, мы продолжаем наше мероприятие, и я подключаюсь в качестве спикера следующего раздела. Мы поговорим о проверках, и, с учетом сложившихся обстоятельств в стране и в мире, при подготовке темы сочла нужным добавить мораторий на проверки, поговорить об этом, потому что с 10 марта 2022 года вступил в силу еще один мораторий. Их несколько, и мы поговорим, но вот, наверное, четыре, как минимум, нормативных акта и четыре моратория – так условно назовем – на ограничение проведения проверок существует на сегодняшний день. Об этом мы тоже поговорим.

Прежде, чем говорить о моратории, понятно, что моратории не закрывают полностью право и обязанность надзорных органов в проведении контрольно-надзорных мероприятий, а в какой-то части ограничивают контрольно-надзорные мероприятия. Для полноты восприятия сначала я вообще расскажу о существующих контрольно-надзорных мероприятиях, какие есть в силу действующего законодательства, какие мероприятия, как, в каком порядке проводятся государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации, ГИТ их называют или территориальными органами Роструда – это всё они же. И, когда у вас будет общее понимание о перечне мероприятий, которые проводит Инспекция труда, мы поговорим об ограничениях, которые наложены в связи с принятыми нормативными актами, то есть в связи с мораторием.

На сегодняшний день действует два Федеральных закона, которые регулируют порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий. Вот уже старый закон – мы его так условно назовем, 294-й Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора и контроля. Он основополагающий закон, он хорошо отработанный, по нему уже не осталось практически вопросов, то есть этот закон показал себя, но в силу развивающихся отношений, в силу экономических ситуаций потребовалось внести корректировки в надзорную деятельность всех государственных органов, и долго, но интенсивно разрабатывался проект Федерального закона 248-ФЗ, и уже на сегодняшний день – через месяц будет год, как это закон действует, его называют еще «Новый закон о проверках», он называется очень просто, «О государственном контроле и муниципальном контроле». И вот уже год, как он действует.

Сейчас можно сказать, он достиг своего апогея, но тут включился мораторий, то есть уже органы поняли, как надо работать, многие нормы, кстати говоря, ну, не многие, а ряд норм еще не вступил в силу из этого закона, некоторые нормы уже вступили, в частности, это касается разработки информационных систем, государственный информационных систем. Они уже разработаны, было запланировано к концу 2021 года внедрить их и подключить, поэтому, в принципе, можно говорить, что на сегодняшний день закон уже активно применяется всеми органами, лишь за исключением некоторых статей, которые вступят в силу вплоть до 2023 года.

Этот закон родился. Как я уже сказала, он назрел, то есть все понимают, что идет давление на бизнес. Ну, может быть, бизнес-то и преувеличивал, но, по крайней мере, это озвучивалось, государство хотело снять ненужные административные барьеры, снять административную нагрузку с бизнеса, предоставить организациям больше самостоятельности, больше прозрачности, и уверенности в своих действиях. Не секрет, что мало кто из руководителей разбирается в трудовом праве, и по опыту могу сказать, что большинство нарушений, которые допускаются, допускаются не в силу злостности тех или иных предприятий и организаций, а в силу того, что они просто не знают, как правильно. Это и руководители, реже кадровики не знают, но чаще всего руководители. Но они не обязаны знать тонкости законодательства из различных отраслей, в том числе, трудового.

Поэтому одна из задач, которые ставят перед собой разработчики, законопроекты, и вообще, подходов новых к формированию надзорной деятельности – это сделать надзор прозрачным и понятным, чтобы мы с вами, люди, граждане, работодатели, работники, кадровики, юристы понимали, что будут проверять, как будут проверять, и какие санкции за это последуют, и где взять материалы, чтобы быстренько всё устранить?

Также долгое время негласно, но у надзорных органов в качестве одного из показателей деятельности – я подчеркну, это негласно, это нигде в нормативных актах не озвучивалось, не было закреплено – одним из критериев устанавливали, скажем так, собираемость штрафов, то есть чем больше надзорный орган соберет штрафов в федеральный бюджет – тем лучше. Штрафы надо было не только наложить, но и взыскать в тех регионах, которые не такие, скажем так, развитые, богатые и самостоятельные, собираемость штрафов была ниже, работодатели не могли заплатить эти штрафы, но там, соответственно, и рейтинг руководителей был ниже, то есть критерии качества деятельности руководителей надзорных органов также зависели от собираемости штрафов. Естественно, чем больше наложишь – тем больше соберешь.

Я подчеркиваю, этого нигде не было в нормативных актах, но во внутренних документах надзорных органов фигурировало задание для инспекторов, то есть план действий на год, то есть собрать определенное количество штрафов. Это не являлось в системе Роструда, кстати говоря, самоцелью никогда! Про этот надзорный орган могу однозначно ответить, потому что с собираемостью штрафов именно в Инспекции Роструда никогда проблем не было, потому что не было ни одной проверки, чтобы не было выявлено нарушение.

Как я раньше говорила, сейчас уже получше ситуация стала. Я беру в руки любой трудовой договор, любой на спор брала, и в любом договоре находила нарушения, то есть инспекторы труда никогда не испытывали недостатка в нарушениях, ну и, соответственно, в штрафах, поэтому в Роструде тема штрафов никогда не стояла так остро, никогда она не планировалась, что надо запланировать и собрать. Сейчас же подход в надзоре поменялся. Для того, чтобы вообще и помыслов не было у руководителей и органов надзора ставить штрафы во главу угла – в законе прямо прописали, что количество выявляемых нарушений, количество оштрафованных лиц не может служить основанием показателя качества работы надзорного органа, и прокуратуры очень четко за этим следят, чтобы никаких «Планов» не было. Не дай Бог, будет указано: «Собрать столько-то штрафов».

Сейчас качеством работы является количество профилактических мероприятий и, соответственно, чем меньше выявляется нарушений, ну и несчастных случаев, в частности, в системе Роструда, тем лучше работают надзорные органы, а для того, чтобы меньше было несчастных случаев и меньше нарушений, надо вам, работодателям дать инструмент, чтобы вы сами у себя всё поустраняли, как можете. Было бы куда заглянуть и посмотреть.

Для этого Роструд разработал портал «Онлайн-Инспектор.рф». Он был и пилотным, он первый среди всех надзорных органов, и сейчас он один из лидирующих по качеству, по объему и по практической ценности материалов, которые он содержит. Им просто надо научиться пользоваться.

Там есть ответы на все вопросы, на трудовые ситуации. За что его критикуют? Я скажу. За то, что там даны, скажем так, нормы права в сухом остатке. Ну да, именно так и работают инспекторы труда. Они не копаются где-то, что, если не урегулировано – вот это проблема! Инспектор ломает голову. Не урегулировано – значит, не нарушено! Есть норма – есть какие-то отношения, которые применяют эту норму. Нет нормы – значит, нет и нарушения. Зачастую бывают практические ситуации, которые сложно разрешить даже с помощью этого сайта. Но, тем не менее, проверить свой трудовой договор уже можно на этом ресурсе, посмотреть, какие бывают виды проверок, посмотреть, какие проверочные листы будут использованы, посмотреть, какие документы будет требовать инспектор труда – всё это позволяет сделать этот портал, то есть это, скажем так, инструмент для работодателя, чтобы он заранее мог подготовиться к проверке.

Первое направление – это подготовить работодателей и дать им инструменты для самопроверок. Второе направление – вот этот новый Федеральный закон внедряет – это цифровизация всех процессов. Все проверки отражаются в ГИС – государственных информационных системах. Я бы даже сказала, не только проверки, но и все контрольно-надзорные мероприятия. Я сакцентирую внимание, что контрольно-надзорные мероприятия (КНМ – увидите где-то аббревиатуру) включают в себя много чего, в том числе, и проверки, то есть проверки – это один из видов контрольно-надзорных мероприятий.

Так вот, с принятием этого закона были созданы, как минимум, четыре государственных информационные системы, которые позволяют отслеживать и учитывать все контрольно-надзорные мероприятия, которые проводятся всеми надзорными органами в отношении любых хозяйствующих субъектов: от индивидуальных предпринимателей, малых, крупного бизнеса, и так далее.

В первую очередь, это Единый реестра контрольно-надзорных видов, как на слайде звучит: «Единый реестр видов Федерального государственного контроля». Единый реестр видов контроля. Он так же, как и Единый реестр контрольных мероприятий, размещается на сайте Генеральной прокуратуры. По сути, это две системы, которые соединены на одной платформе, и при проведении контрольно-надзорных мероприятий, по итогам надзорные органы наносят QR-код, с помощью которого можно провалиться – попасть на тот ресурс в ЕПГУ, который содержит сведения о контрольном мероприятии.

Мы, граждане, просто пользователи, можем зайти на сайт Генеральной прокуратуры – ссылочка есть, увидеть там эти реестры, и мы можем увидеть ограниченное количество данных, то есть когда была проверка, в отношении кого, были ли санкции или не были. Без персональных данных, и так далее. Но, когда надзорный орган проводит проверку, он полностью в эту систему погружает все сведения, то есть, начиная от сведений из распоряжений о проверке: предмет проверки, даты проверки, должностное лицо, которое там руководитель, нарушения, выявленные, размеры штрафов или иных санкций, которые применены. Для чего это делается? Опять же, это реестр надзорных мероприятий, который ведет прокуратура. Вам, пользователям, или нам, пользователям, видеть его не обязательно, там все эти тонкости, но прокуратура именно для этого и ведет реестр, чтобы следить за тем, чтобы надзорные органы всё указывали, не превышали полномочий, и чтобы все надзорные мероприятия были либо согласованы, либо запланированы. Если без согласования или плана, то, чтобы были у них основания, потому что основания также указываются, то есть прокуратуре легко проверять и учитывать количество проверок.

Информационная система досудебного обжалования также разработана в рамках этого закона. Сейчас эта система действует в рамках портала Госуслуг. Четвертый реестр – это реестра заключения подтверждения соблюдения обязательных требований. Оно не относится в Роструду, его ведет Росаккредитация. Ну и, конечно же, всём государственным органам закон предписывает вест собственные информационные системы.

Вот у Роструда это две глобальные информационные системы, которые открыты, которыми пользуются граждане – это первый значимый портал «Работа в России». Этот портал обозначен, в том числе, уже и в Федеральных законах. Это редкий случай, когда название портала в Федеральном законе фигурирует, то есть это государственная информационная система. Это система, которая в первую очередь была нацелена на обеспечение занятности, а сейчас вы с помощью этого портала направляете отчетность о высвобождаемых работниках. Там много сего собирается, там и инвалиды, там и молодежь, трудоустройство, и международный обмен, и иностранцы – там много каких существует подсистем, но основная его – это, конечно, обеспечение занятости.

И второй значимый ресурс Роструда – это «Онлайн-Инспекция.рф». Между собой они коннектятся, они состыкованы, и обе эти информационные системы завязаны на Госуслугах, и обе эти информационные системы подключены к автоматизированному рабочему месту инспектора. На слайде это называется «АСУ КНД» (Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью), то есть у инспектора установлена программа, у всех инспекторов по всей Российской Федерации – у всех инспекторов труда, как у других, не знаю – программа, в которой им пошагово компьютер, машина робот, если так можно выразиться, регламентирует их деятельность.

Программа разработана на основании закона. Поступила, например, жалоба. Секретарь (человек) регистрирует в системе эту жалобу, сканирует ее, и с этого момента запускается процесс. Жалоба зарегистрирована, она попадает к определенному руководителю, руководитель ее – инспектору, у инспектора сразу пошел срок рассмотрения жалобы. Если там нарушение, то инспектор формирует и выдает распоряжение на проверку – это всё машина формирует. Я так буду условно говорить: нажимает кнопку – формируется распоряжение, нажал кнопку, формируется акт, нажимает кнопку – формируется предписание. Это условно «нажал кнопку», на самом деле, там очень серьезная работа, инспектора, если бы меня сейчас услышали, они бы меня шапками закидали за такие слова. На самом деле, это очень сложная была для освоения для инспекторов программа, но условно, можно так сказать, что инспектор не может не составить протокол, если выявлено нарушение. Ему просто будет сигналить, и руководителю пойдет информация: «Ага, инспектор замял дело», или сроки нарушены – сразу идет сигнал, причем Роструд, центральная аппаратура Роструда тоже видит всю эту деятельность инспекции.

Поэтому любая жалоба, обращение, которые поступают на портал «Онлайн-Инспекция.рф» – однозначно, стопроцентно попадают в нужную инспекцию региона и попадает в работу. Такого, чтобы там что-то потерялось – такого не бывает. Бывает, модерация какая-то отклоняет, но это связано, скорее, с техническими какими-то параметрами жалобы, нежели содержательными.

Кроме того, информационная система сейчас уже позволяет взаимодействовать с работодателями напрямую. Как я сказала, ключевое направление сейчас – цифровизация, электронный обмен документами, отказ от бумажного взаимодействия. Все отношения, все жалобы, обращения, так же, как и со стороны инспекции труда, все документы, которые направляются в личный кабинет работодателя, проходят через идентификацию и аутентификацию на портале Госуслуг. Через личный кабинет работодатель может общаться с надзорным органом.

При этом есть небольшая особенность, скажу просто так, для информации. Если работник обращается через портал «Онлайн-Инспекция.рф» с какой-то жалобой или обращением, существует два пути. Первый путь – работник себя не идентифицирует, он не хочет. Ему предлагается окошко «Зайти на портал Госуслуг», идентифицироваться, и дальше ваша жалоба попадет, куда надо, то есть установить личность ему портал Госуслуг предлагает. Работник может сказать: «Нет, я не хочу, чтобы он меня видел», и минует этот шаг, сразу направляет жалобу напрямую в Инспекцию труда. Она попадет, она будет зарегистрирована, но есть особенность: по таким жалобам – инспекторы их рассмотрят, ответят, но проверку не имеют права проводить. Вот просто это в законе сказано.

Работники обижаются часто. Пишут: «Я написал жалобу, а проверка не проведена!» Начинаем разбираться, почему – да потому что вы, уважаемый, не прошли идентификацию и аутентификацию на портале Госуслуг, поэтому это считается, как анонимная жалоба, у вас электронная подпись не сформировалась, жалоба не подписана, соответственно, закон ограничил хождение инспекторов по жалобам, которые носят анонимный характер, так сказать.

Поэтому, если гражданин идентифицировался, то его жалоба, попадая в инспекцию труда, может быть основанием для проведения проверки, как документарной, так и выездной. Вот то, что касается информационной системы.

Роструд активно применяет эту систему, но остается и бумажное взаимодействие. Конечном же, в регионах, там, где нет такой глобальной цифровизации, как в Москве, например – а я эту разницу чувствую, потому что я сама из региона в недавнем времени, и разница существенная, поэтому до 2023 года остается возможным в случае, если недоступна электронная связь, использовать бумажные носители для обмена документами между ГИТ и работодателем.

Как я уже сказала, вся информация размещается в личном кабинете, и затем попадает в реестр. Также я в начале своего выступления сказала, что отныне, уже год как, все надзорные органы ориентированы на профилактику мероприятий. Профилактика – это ключевое. Вы знаете, опять же, это настолько назрело, я по опыту могу сказать, когда я работала в Инспекции труда и была руководителем, ко мне приходили работодатели крупных организаций, особенно, бывает, что новый руководитель, и говорят: «Слушайте, Инна Анатольевна, вы можете нам прислать инспектора. Мы готовы штраф заплатить, но пусть он у нас всё проверит, – штрафы тогда были небольшие, – пусть он нас проверит, и пусть он нам покажет, расскажет, как», – то есть это был запрос.

Таких запросов было много. Руководители искренне, на самом деле, хотели знать, как надо сделать, чтобы всё было правильно. Я об этом уже сказала, что большинство руководителей всё-таки добросовестны, они просто не знают. Поэтому вот эта потребность в информировании вылилась в закон, чему, конечно, все, безусловно, рады. Сейчас не надо проводить проверку для того, чтобы помочь добросовестному работодателю устранить имеющиеся у него нарушения, о которых он не знает.

Сейчас существуют такие профилактические мероприятия, как информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление о предостережении, консультирование и профилактический визит. Все эти виды профилактических мероприятий тоже все в законе прописаны, и по каждому из них есть регламент, что сделать.

Что значит «информирование»? Информирование – это значит, что каждый госорган, в частности, Роструд, Инспекция труда должны разместить на соответствующих сайтах, на официальных сайтах сведения, которые установлены законом. В частности – это перечень нормативных актов, которые подлежат применению при проверках, это описание круга лиц и видов деятельности, в отношении которых применяются такие действия, это конкретные статьи Кодекса об административных правонарушениях, которые будут нарушены в случаях выявления нарушений, а также полный перечень нормативных актов с текстами этих нормативных актов.

На сайте Роструда есть интересные вкладки. Например, там по ОКВЭДу можно подобрать перечень проверочных листов, которые будут применяться в отношении вашей организации, а также перечень требований, то есть нормативных актов, и не только актов, но и статей конкретных. Представляете, работа какая? Там тысячи статей, норм из разных законов. Например, Кодекс торгового мореплавания. Какое отношение он имеет к трудовым отношениям? А имеет! Или Воздушный кодекс. А имеет отношение – там регулирование труда летчиков из летного состава.

Даже те нормативные акты: Закон «О ветеранах», – тоже не трудовой закон. Это вам не Закон «О гарантиях и компенсациях на Крайнем Севере». Это закон о ветеранах. Но, тем не менее, там есть нормы про отпуск, например, который полагается тем или иным категориям ветеранов, поэтому все эти даже точечные нормы – они также отражены. На сайте Роструда есть таблица, и там это всё указано, то есть по ОКВЭДу можно подобрать для своей организации нормы, которые могут быть к ней применены, то есть информирование происходит посредством размещения на сайте.

Обобщение правоприменительной практики. Это действие проводилось еще до принятия закона, наверное, уже лет шесть назад. Все госорганы, все надзорные органы ежеквартально собираются в условном месте, в условное время, об этом заявляется в местных или региональных средствах массовой информации, о том, что будет проходить обобщение правоприменительной практики. Приглашаются все желающие. Это большой зал, как правило, актовый зал, где в каких муниципальных образованиях различные большие площадки, и руководители государственных органов надзора выступают и докладывают о том, какова практика, какие нарушения были выявлены в этом регионе за прошедший период, какие предложения у них есть, на что обратить внимание. Пожарный надзор, Потребнадзор, Трудинспекция – все выступают, и все докладывают о том, на что обратить внимание: вышел новый закон, работодатели не успели перестроиться – то есть такое обобщение. На сегодняшний день ежегодно Роструд составляет доклад о правоприменительной практике, вот, до 1 июня его размещает на сайте, обратите внимание – там также будет эта огромная работа, большой доклад, где будут выявлены, вернее, проанализированы наиболее типичные актуальные нарушения, которые выявлялись за истекший период, то есть за год.

Консультирование. Что это такое? Консультирование – это консультирование работодателей по различным вопросам проведения проверок.

Объявление и предостережение – про это скажу. Объявление и предостережение, из всего перечисленного, наверное, из всего самое такое болезненное и ощутимое, то, что ощущают работодатели, потому что предостережение – это уже не просто прийти и поговорить. Это документ, который предостерегает от недопущения каких-либо неправомерных действий, то есть это, скажем так, допроверочный аналог предписания.

Как рождается предостережение? Основанием для его выдачи может быть любой информационный повод, содержащий информацию о нарушении прав работников. Например, это может быть: по региональному каналу телевидения показывают, как бастуют дворники. Им там в управляющей компании не заплатили за прошедший месяц, а инспектор сидит у телевизора, и такой: «Ага, и что, я должен глаза на это закрыть?»

Или, например, бывает, что профсоюзы приходят и рассказывают. Или, бывает, в соцсетях люди делятся между собой информацией: «А мне зарплату не заплатили», «Ой, да у нас вообще 10 человек уволились без зарплаты», «А у нас там то-сё», опять же, руководитель, инспектор, то есть те люди, должностные лица, которые владеют предметом – они это всё прекрасно видят. Это я говорю о таких рабочих моментах, но это действительно так.

Нередко наиболее резонансные какие-то мероприятия, которые проводятся в крупных организациях, они освещаются и в средствах массовой информации, в основном, это интернет-ресурсы. Например, крупнейшее ВГУП какое-нибудь, допустим, на уровне «Почта России», или еще какие-то, проводят реорганизационные мероприятия. Это я рассказываю про «Почту России» историю, например, пятилетней давности, когда такое действительно было, то есть «Почта России» только заикнулась о том, что у них будет реорганизация, как тут же работники все, наверное, запаниковали, и говорят: «Ага! Нас хотят уволить! Нас не уведомили! Слух прошел, а нам никаких уведомлений не поступало!» Естественно, журналисты подхватывают, раскручивают, и выходит статья: «ВГУП «Почта России» проводит реорганизацию в нарушение закона, без уведомления работников и без выплаты всяких пособий», то есть на выходе получился вот такой информационный материал, который, естественно, попадает на стол инспекторам или в Роструд, и естественно, сразу начинают там звонить и узнавать подробности, действительно ли это так.

Буквально из любого информационного повода может родиться предостережение. Инспектор что может, вправе сделать? Он может позвонить, в устной форме запросить документы и пояснения. Это в законе сказано: в устной форме, то есть звонит, спрашивает: «Ребят, у вас действительно так? Нет? Ну слушайте, я вас тогда попрошу, пришлите нам ваш приказ, и еще что-то». По традиции, как обычно руководители говорят: «Всё, что устно, я вообще выполнять не буду и не собираюсь». Да, в этом случае, наверное, руководитель прав, потому что за непредоставление документов при таком разговоре действительно никакой ответственности не последует, то есть закон ввел вот этот такой договорной шаг перед тем, как инспектор придет туда с визитом или направит предостережение.

Если у людей всё в прядке, они говорят: «Да не вопрос! Вот вам приказ о том, что будет у нас реорганизация. Вот вам приказ, что будет сокращение – мы всё делаем. Паниковать не надо, мы всё знаем, мы всё соблюдаем». Обычно руководителям не составляет труда прислать такие приказы. Я еще раз подчеркну: руководители не обязаны по телефонному звонку предоставлять документы. Ответственность за это не предусмотрена.

Далее инспектор труда уже смотрит: либо ему документы поступают, либо не поступают, то есть вопрос остался для инспектора открытым и надо принять меры реагирования. Такой мерой может явиться как раз предостережение. Оно выдается по установленной форме. Есть специальное положение о выдаче предостережения, там: в какой форме оно выдается, сроков выдачи предостережения не предусмотрено, и там говорится, какие статьи потенциально могут быть нарушены, и что надо сделать работодателю, чтобы не допустить этого нарушения. Всё, отправил бумагу, и так далее.

Далее, как я и говорила, все сведения обо всех мероприятиях заносятся в Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий, и, в частности, выдавая предостережение, оно автоматически попадает в этот реестр, то есть из информационной системы инспектора – он нажимает кнопку, и оно улетает в прокуратуру в реестр КНМ.

Предостережение считается направленным, и руководитель считается уведомленным о предостережении, если имеются вот эти три способа уведомления, то есть он размещается на портале Госуслуг в личном кабинете, он попадает в Реестр, и также предостережение может быть направлено по электронной почте или на бумажном носителе. Как правило, на сегодняшний день практически все инспекции труда от бумажного носителя не отказываются, то есть это пока еще надежный, один из самых надежных способов подтверждения того, что предостережение или любой другой документ получен.

Поэтому, получив такое предостережение, у работодателя есть возможность с ним не согласиться и выразить свое несогласие в виде возражений. Возражения могут быть направлены в течение 10 дней со дня получения. Форма возражения не предусмотрена, они могут быть в произвольной форме, то есть получив предостережение, руководитель может посмотреть на него и просто принять к сведению, а может сказать: «Нет, у меня не так всё. У меня всё законно. Вы неправы, ребята, что вы направили мне предостережение», и направляет ему свои возражения, прилагая, наверное, какие-то документы, подтверждающие это, то есть кто-то пишет, что его и его товарищей уволили без выплаты каких-то пособий или причитающихся средств, и работодатель может направить подтверждающие документы. Но не обязан. Может направить.

После того, как возражения будут направлены, у инспекции есть возможность направить ответ в течение девяти дней. По результатам рассмотрения возражений, ну, или по результатам отзыва на предостережение, которое представит работодатель, работодатель не обязан ничего направлять, но имеет право. Ну и в качестве дружеского совета, лучше направить, чтобы инспектор успокоился, потому что для него это вопрос будет открытым, и он его будет держать, что: «Вот в эту организацию я направил, а там тишина, и непонятно, что у них там: действительно они притаились, что у них нарушения, или у них всё в порядке.

Есть один секретик: по результатам, если инспектор сочтет, что есть достаточно оснований полагать, что имеются нарушения в этой организации, а поверьте, инспекторы в регионах всю ситуацию прекрасно знают: путем общения с работниками, с друзьями – все учились в одних школах, классах. Как правило, в регионах инспекторы знают ситуацию на предприятиях очень хорошо. Особенно охрану труда, потому что они туда ходят. Вот правовики, инспекторы по правовым – они всё с документами, а вот охрана труда – они четко чувствуют настроение, у них есть каналы получения информации, и поэтому я никогда не поверю, если кто-то скажет: «Ой, я не знал, что на этом предприятии вот такое безобразие», – все всё знают. Инспектора, как правило, владеют ситуацией. Редко когда – или удаленные районы, или еще какая-то удаленная территория, там, где сложно понять настроение руководства, а в основном, ситуация понятна: и с задолженностью по зарплате, и с охраной труда. Это касается крупных предприятий. Понятно, что мелкие сейчас и не инспектируют, ну и там нет такой опасности угрозы причинения вреда и нарушения трудовых прав.

Так вот, если инспектор сочтет, он может обратиться со служебной запиской к руководителю с просьбой провести внеплановое мероприятие, то есть провести визит, инспекционный визит, чтобы удостовериться, что имеются нарушения или они отсутствуют.

Я вкратце сказала про консультирование. Оно допускается по вопросам, связанным с проведением проверок, то есть не надо здесь путать с консультированием по вопросам трудового права, то есть в ходе проведения любых мероприятий инспектор обязан давать информацию, то есть консультацию по срокам, по процедуре, по перечню документов – обязан предоставлять тут же, сразу же, незамедлительно. То, что касается консультирования по трудовым вопросам, по ситуационным, так скажем – это другая сфера деятельности. Здесь инспектор может попросить обратиться письменно с обращением в установленном порядке, потому что это требует подготовки, определенного анализа ситуации.

Профилактический визит – это тоже новый вид мероприятия, его раньше не было, и Боже упаси прийти инспектору куда-то! Его, мало того, что не пустят, еще и жалобу напишут, что он пришел не санкционированно, без распоряжения, без согласия, и вообще, что это вы тут ходите! Вот под таким девизом раньше, до этого закона инспекторы не смели, боялись даже прийти для того, что как бы чего ни вышло, потому что это такая провокация могла быть для инспектора, почему он пришел и задает какие-то странные вопросы по сфере своей деятельности.

Сейчас профилактически визит допускается, он может проводиться сейчас, опять же, посредством видеоконференцсвязи. При таких визитах инспектор может только лишь рекомендовать и консультировать по соблюдению трудового законодательства, то есть он пришел для информирования, так скажем. Никаких надзорных действий, влекущих обязательства работодателя что-то исполнить, профилактический визит не влечет.

Инициатором профилактического визита могут выступать и работодатель, и инспектор труда, в зависимости от ситуации. Инициация – в любой форме. По телефону позвонила, сказала, что у нас проблемы, я новый руководитель, я не понимаю, что у меня происходит в кадрах, или у нас ситуация: «Мы высвобождаем большое количество работников во избежание нарушений, не могли бы вы прийти и посмотреть, как нам лучше сделать, чтобы было законно?»

Еще бывает, что приглашают инспекторов, чтобы успокоить трудовой коллектив. Когда идет, например, сокращение большого числа работников, предприятие заинтересовано выплатить как можно меньше денег, то есть сэкономить, но при этом не нарушая права работника, если мы говорим о добросовестных работодателях. И кадровики или менеджеры по персоналу, как правило, предлагают работникам различные варианты, например: уволиться по соглашению, уволиться досрочно, уволиться по сокращению или перевестись на другую работу, то есть работник, получается, в замешательстве, у него паника: «Почему мне не предложили перевод, а этому предложили деньги? Почему этому три оклада, а мне не три оклада?» – то есть в силу того, что предлагаются различные варианты, и это правильно – работодатель имеет право и должен это делать, он заинтересован в экономии средств. Кто-то на что-то согласится – у всех разные ситуации, но у людей возникает такое недопонимание, беспокойство, и для того, чтобы снять напряжение в коллективе, что вот этим предлагают, а этим – нет, инспектор труда может прийти и разъяснить.

Я участвовала на таком огромном мероприятии, там несколько сотен людей, которые просто волновались, и чуть ли там уже не забастовки устраивали от непонимания, что происходит. И так как должностному лицу всё-таки доверяют больше, инспектор рассказывает, что возможны такие-то варианты: такой-то, такой-то и такой-то. Это варианты законные, право каждого из вас, товарищи работники, соглашаться или не соглашаться. Для снятия социальной напряженности профилактический визит очень полезное мероприятие.

Как будет определяться выбор контрольно-надзорного мероприятия? В настоящее время инспектор может провести инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарную проверку и выездную проверку. Это уже не профилактические мероприятия. Это уже контрольно-надзорные мероприятия, которые, как правило, происходят во взаимодействии с работодателем, в непосредственном взаимодействии, и выбор любого из этих мероприятий зависит от обстоятельств: первое – от уровня риска, во-вторых, от наличия оснований для проведения: либо это жалоба, либо это поручение прокуратуры, или Президенте, или Правительства, либо это проверка исполнения предписания, то есть в зависимости от оснований, инспектор выбирает, или руководитель Инспекции сначала выбирает, какой вид мероприятия здесь должен быть проведен в силу закона.

Начнем с инспекционного визита. Это визит без предварительного уведомления. Он может присутствовать на предприятии в течение одного рабочего дня, может осуществлять осмотр, опрос, может запрашивать письменные пояснения. У кого? У кого угодно: у бухгалтера, у кадровика, но в первую очередь, у руководителя. И он может истребовать документы, которые свидетельствуют о выполнении обязательных требований. При этом организация, то есть работодатель, обязан обеспечить беспрепятственный доступ во все помещения, куда пожелает заглянуть инспектор труда. В основном, заглядывают, опять же, инспекторы по охране труда, у правовиков одно направление – бухгалтерия или отдел кадров, они, как правило, работают с документами, а вот по охране труда они могут проводить осмотры, конечно же, помещений, объектов, которые эксплуатируются и используются организацией.

Также одним из новых видов мероприятий является рейдовый осмотр. Рейдовый осмотр проводится в отношении организаций, осуществляющих деятельность на объектах, которыми владеет, пользуется и управляет другой работодатель. Например, торговый центр. Торговый центр – это, как правило, юридическое лицо, которое сдает в аренду помещение, и раньше у инспекторов труда возникали трудности с доступом в какое-либо помещение: посмотреть вентиляцию, или посмотреть пожарный выход, посмотреть где-то таи в цехе рыбообработки где-нибудь на нижнем этаже, там, где ресторанные дворики, не рыба, а пищеблоки – как работают люди, насколько у них есть средства индивидуальной защиты.

Зачастую инспекторам было сложно пройти, потому что им говорят: «Так, здесь аренда, здесь другой хозяин, здесь мы не пропустим, здесь мы не имеем права. Обращайтесь еще куда-то!» И провести проверку на территории организации, где работают другие работодатели, было крайне затруднительно. Даже войти туда было очень сложно. И почту они получали очень плохо, потому что получает почту какой-то нанятый сотрудник охраны, и непонятно – секретарь ли это, но понятно, что он не секретарь, а просто охранник общего торгового центра, получает почту, которую принес курьер.

Поэтому сложности, без сомнения, были, и поэтому ввели рейдовый осмотр. При рейдовом осмотре можно осматривать вот эти помещения, где несколько работодателей, неограниченное число занимает эти помещения. При рейдовом осмотре также может проводится осмотр, опрос, письменные объяснения, истребоваться документы и проводиться экспертиза.

Ну и, наконец, самое болезненное – это проверки. Это уже те мероприятия, по результатам которых выносятся предписания и составляется протокол об административных правонарушениях. Проверки плановые и внеплановые традиционные, выездные и документарные. Слово «плановые» вообще произносить уже не хочется, потому что плановые проверки мораторием сейчас запрещены.

Роструд проводил плановые проверки ежегодно, их было большое количество. Они все, все проверки проводились на основании рискоориентированного подхода. Как вы знаете, всем предприятиям, всем вашим организациям присвоена категория риска. Есть методика определения риска, в зависимости от численности, от ОКВЭД, от вида деятельности, от того, была ли у вас задержка по заработной плате, от того, привлекались ли вы к ответственности, были ли у вас несчастные случаи – все эти компоненты по определенной методике образуют определенный уровень риска. И все предприятия распределяются, и в зависимости от уровня, проводятся плановые проверки. Периодичность плановых проверок – один раз в пять лет, в три года, в два года – вот таким образом.

Все организации высокого и значительного риска размещаются на сайте Роструда и Государственных инспекций труда за подписью руководителя. Каждый субъект, везде руководитель лично подписывать все предприятия высокого риска и значительного риска. На сайтах они сейчас есть, они актуальны.

Я напомню, что работодатель вправе оспорить присвоение категории риска. Например, если несчастный случай указан, а на самом деле, несчастный случай не связан с производством. И выяснилось это намного позже, потому что, как нередко бывает, по решению суда несчастный случай будет квалифицирован как не связанный с производством. Но, тем не менее, в Инспекцию труда решение суда не всегда попадает, поэтому работодатель… Это я привожу один из примеров, когда вот такое может быть, некорректное отнесение организации к категории риска. Бывают и другие. Всё это делается автоматически. Инспекторы труда вручную ничего не делают.

Если раньше, знаете, как мы планировали проверки? Это были 2006, 2007, 2008 годы. У всех был план, что каждый инспектор должен в год проверить, например – я не помню – 20 организаций. И вот инспекторы сидят и думают: «Где же их взять? Как их запланировать?» Для этого нужен юридический адрес, телефон и фамилия директора. Знаете, как делали? Брали телефонные справочники – особенно были хорошие справочники по отраслям: «Все учреждения здравоохранения», «Все учреждения строительства», «Учреждения образования», и было очень удобно составлять план. Но, поскольку была велика коррупционная составляющая – в инспекциях труда никогда, вообще, такой коррупции не было, но, тем не менее. Понимаете, вот так вручную составлять план – это достаточно тяжело, и действительно, здесь усматривается риск того, что кто-то где-то не так посмотрел, или школа ребенку не такие оценки выставляет: «Дай-ка я эту школу проверю!», то есть, опять же, очень позитивный момент в том, что сейчас планирование проходит автоматически.

Как вы знаете, все государственные органы между собой электронно общаются. Есть система, называется СМЭВ – Система межведомственного электронного взаимодействия. Например, у Роструда и у Инспекции труда в этой их информационной системе подгружена полностью вся без изъянов система из Федеральной налоговой службы, то есть Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В нужном объеме. По количеству все, а по объему информации – то есть там вид деятельности, средняя численность, руководитель и так далее – те сведения, которые необходимы, то есть инспекции труда обладают доступом к налоговым реестрам. И машина автоматически присваивает… Во-первых, все, сколько там, например, 8 миллионов у нас работодателей, 8 миллионов организаций, и система автоматически, используя вот эти ОКВЭДы и так далее, плюс подгружается и Соцстраха информация о несчастных случаях легких, плюс подгружается информация из инспекции труда о тяжелых несчастных случаях, например, и машина автоматически раскидывает все юридические лица по уровням риска, то есть инспектор не принимает вручную никакого участия, за исключением: добавить несчастный случай, если он действительно был и не учтен где-то. Это первое.

И автоматически все те, которые в высоком и в значительном риске сразу попадают в план проверки на следующий год, то есть инспекторы ничего не удаляют, не выдумывают, по телефонным справочникам не смотрят – машина всё делает. Здесь никакой коррупционной составляющей уже однозначно быть не может. Плановые проверки таким образом проводятся.

И плановые проверки проводятся по чек-листам. С 1 февраля 2022 года Роструд принял приказом новые формы проверочных листов, то есть все старые 132 проверочных листа, которые были – полностью Приказ 655 отменен, и сейчас действует новый Приказ № 20 с новыми проверочными листами. Их 78. В основном, уменьшение произошло за счет листов по охране труда, но в целом, все основные институты трудового права, то есть прием, перевод, увольнение, отпуска, плюс категории работников образования, медицины, транспорта, спортсмены, религиозные – это всё остается, то есть по категориям.

Таким образом, инспектор не принимает участия в планировании. Внеплановые проверки, как правило, для них должен быть какой-то повод. Самое распространенное – это жалоба или обращение. 90% случаев внеплановых проверок – это обращения граждан. Ну и затем это могут быть поручения Правительства, например, проверить все такси, или проверить все организации, обслуживающие канализационные люки, или проверить все организации, эксплуатирующие легкомоторные летательные самолеты, или подъемные краны, и так далее, то есть бывают поручения правительства. Как правило, они являются отголоском каких-то резонансных событий, аварий, катастроф, когда самолеты периодически падают: вдруг два подряд упало – сразу все организации проверяют на наличие соблюдения норм по охране труда в отношении пилотов, которые эксплуатируют эти самолеты.

Все проверки могут быть документарными и выездными. Документарные проверки любят правовики, выездные проверки «любит» охрана труда. Ну, «любят» – в кавычках, просто по-другому охрану труда не проверить.

В ходе документарной проверки инспектор получает письменные объяснения. Он может истребовать документы, может назначать экспертизу. Проверка проводится 10 рабочих дней (раньше 20 рабочих дней проводилась, а вот уже год, как 10), и если это проверка документарная, то он может проводиться без согласования с органами прокуратуры. Я про документарную проверку чуть подробнее вам в конце расскажу, потому что здесь есть особенности по предоставлению документов. Опять же, в связи с тем, что у нас же цифровизация, то есть часть нагрузки с работодателя снимается. Работодатели не все документы обязаны предоставлять по запросу инспекции, есть часть документов, которые они – инспекторы – могут получить путем взаимодействия с другими государственными органами. Вот пусть там и запрашивают, где они формируются и хранятся!

При выездной проверке. Как сказано в Законе, ее проводят в исключительных случаях, когда не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые находятся в документах, имеющихся в распоряжении Инспекции, или в запрошенных работодателем, то есть, когда инспектор запросил документы, ему представили, но по ним непонятно, по ним не всё ясно, есть противоречия, и тогда инспектор вправе переквалифицировать проверку на выездную, понятно, что с согласия руководителя, всё за подписью руководителя или зам. руководителя, и он выезжает уже по месту деятельности организации для инспектирования документов непосредственно на месте.

Эти проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры, и лишь в случаях, если проводится проверка исполнения предписаний или по поручению Президента или Правительства, проверка выездная может проводиться без согласования с органами прокуратуры. При этом работодатель уведомляется за 24 часа до ее начала, ну и, собственно, работодатель обязан обеспечить рабочее место для инспектора.

Здесь тоже ситуации бывают совершенно различные, в моей практике было такое, что у меня инспектор, стоя чуть ли не на стене, писал протокол, потому что его не пускали, не давали даже стул, не дали даже стол, где бы он мог написать, ну вот, в таких условиях, представляете, какой штраф и сколько нарушений выявляет злой инспектор, когда к нему так относятся. Поэтому организация рабочего места не предусмотрена Законом, но желательна, потому что это существенно облегчает взаимодействие и понимание между контролируемым лицом и инспектором.

Сейчас у инспекторов есть, кстати говоря, мобильные чемоданчики так называемые, они с ними ходят, там вплоть до принтера всё есть, ну и, к тому же, так как сейчас документы формируются в электронном виде, не всегда есть надобность их распечатать.

Что касается электронных документов, то работодатель может предоставить документы в электронном виде, скрепив их своей простой электронной подписью. Это может быть как каждый отдельный документ, так и пакет документов. Пакет, имеется в виду, в электронном виде, скрепленный одной подписью. Достоверность подлинность подписи, как на бумажных носителях, так и в электронных носителях, Инспекция не проверяет, и лишь только в случаях, когда возникает именно это предметом споров – тогда только проверяется, а тот ли человек, то ли должностное лицо подписало этот документ или пакет документов.

Теперь, собственно, про мораторий. У меня на слайде отображено два вида – у меня даже язык не поворачивается так говорить – два вида моратория. Наверное, так надо сказать. Два нормативных акта, которые ограничивают проведение проверок. Первый – это всем известный в связи с пандемией COVID. Были приняты меры для защиты малого бизнеса, и с начала 2022 года малый бизнес в очередной раз был ограничен от проведения контрольно-надзорных мероприятий, и с 10 марта этого года в связи с антироссийскими санкциями в целях поддержки хозяйствующих субъектов и их защиты, в том числе, и малого бизнеса, было принято Постановление Правительства № 336, которым также категорично введен полный запрет на все плановые проверки и контрольно-надзорные мероприятия в отношении всех контролируемых лиц, независимо от размера бизнеса.

Но «за исключением» – есть исключение. Сейчас я скажу про эти исключения. Это, скажем так, из разряда полезных советов. Если вы полагаете, что проводится незаконная проверка, то портал Госуслуг содержит прекрасный сервис для того, чтобы обратиться с жалобой на действия надзорного органа – это на главной странице вкладочка есть «Жалобы на решения контрольных органов», далее «Жалобы на нарушение моратория на проверки» – видите, прямо даже слова такие там употреблены, и дальше вводится номер проверки, заполняете несколько полей, отправляете жалобу, срок рассмотрения – один рабочий день. Должностное лицо ответит, правомерна была проверка или действительно неправомерна. Если она неправомерна, там применяются определенные меры, и результаты проверки отменяются, а если отменяются результаты проверки, то, соответственно, и все санкции, которые – если вдруг – приняты или планировались приниматься, имеется в виду административная ответственность – она также не может быть применена, то есть на портале Госуслуг появилась кнопка – так скажу условно – по которой можно пожаловаться на незаконность проверки.

Что касается плановых проверок, как я уже сказала, в отношении всех контролируемых лиц плановые проверки в 2022 году не проводятся, за исключением – сейчас я говорю не о трудовых проверках, а вообще – прокурорские проверки могут проводиться, налоговые, таможенные, банковские, мероприятия по атомному надзору, санитарно-эпидемиологический надзор в отношении: детские сады, школы, лагеря, санатория, роддома, перинатальные центры, соцучреждения с проживанием, плановые проверки в рамках пожарного надзора в отношении детских садов, школ, детских лагерей, детских санаториев и так далее – всё, что я называла, плановых проверок в области промбезопасности, и в рамках надзора в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней. Это остается, вот эти виды проверок. Остальные плановые проверки, включая плановые проверки Роструда, не проводятся.

Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия и проверки без взаимодействия можно проводить без ограничений. Внеплановые проверки, имеется в виду, со взаимодействием – это, например, выездные проверки или инспекционный визит, например, то есть такие мероприятия, когда непосредственно не по документам проверка проводится, а непосредственно во взаимодействии, то есть когда пришел и контактирует с руководителем. Можно, если имеются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан и при причиненном вреде жизни и тяжком вреде здоровью граждан, то есть это касается охраны труда. По охране труда, если это сопряжено с причинением вреда жизни и здоровью, могут проводится проверки со взаимодействием, то есть с выездом.

Также могут проводиться выездные проверки по исполнению предписаний, которые ранее были выданы, ну и по поручению Президента, Правительства или по требованию прокурора.

В связи с мораторием, Постановлением Правительства установлены некоторые особенности исполнения предписаний, которые выданы в 2022 году. Предписания можно выдавать с 10 марта по 31 декабря только в исключительных случаях и только в ходе контрольно-надзорного мероприятия, если были выявлены нарушения, влекущие угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью. Только в этом случае может быть выдано предписание. Если даже проводится документарная проверка, то выдача предписания запрещена. Вот, жирным: «Выдача предписания по итогам проведения контрольных мероприятий без взаимодействия, то есть документарная проверка, то здесь предписание не выдается.

Что касается сроков исполнения предписания. Если предписания уже были выданы до этого моратория, то есть до 10 марта, то оно автоматически продлевается на 90 календарных дней, и плюс, у работодателя остается право ходатайствовать о дополнительном продлении исполнения предписания. Просто малина для работодателей! Хотя, по большому счету, лучше уж исполнить и забыть, но иногда это связано с выплатой крупных денежных средств работникам, поэтому для многих работодателей это архиактуально, особенно в условиях, сложившихся в санкционных действиях в отношении российских предприятий.

Что касается возбуждения административных дел. Сейчас я несколько погружу вас в практику. Как правило, после того, как инспектор проводит проверку и в акте он фиксирует нарушение, если срок давности позволяет, то инспектор – машина за него, информационная система автоматически формирует протокол об административном правонарушении. В основу протокола ложится именно акт проверки. Но есть, наверное, особенность, производство по результатам административных правонарушений. Надзорные органы могут составлять протоколы по правилам Кодекса об административных правонарушениях, то есть без проверки, а просто на основании выявленного нарушения.

Например, в суде работник в порядке своего частного иска обращается в суд. Ему не выплатили зарплату. Он обращается в суд, чтобы ему выплатили зарплату. Суд состоялся в пользу работника, но в решении суда находит отражение факт невыплаты заработной платы, то есть факт нарушения. Злопамятный работник берет решение суда, идет в инспекцию труда и говорит: «Вот, есть преюдициальность! Судом установлено нарушение», и тогда инспектор труда без проверки приглашает руководителя с требованием документов, подтверждающих факт выплаты, но, естественно, его нет, раз уже судом установлено. Может, он в последствии и выплатил уже, но, тем не менее, факт имел место.

В этом случае инспектор труда мог составить протокол и оштрафовать организацию или должностное лицо за нарушение Трудового законодательства. Первое. Второе – профсоюзы. Но они, кстати, малоактивны сейчас, но, тем не менее, с них никто не снимал такого права. Они могут проводить свои проверки. В мою бытность проводили редко, и то потому, что мы просили. Мы говорим: «Вы же имеете право. Что вы ходите к нам, жалуетесь? Проверяйте сами своих работодателей». В соответствии с Законом «О профсоюзах» у них есть полномочия проводить проверки. Они же правовые инспекторы там, Инспекция труда – она же из профсоюзов родилась, то есть профсоюзные правовые инспекторы вправе запрашивать документы, проводить проверки, и результаты проверок представлять в Инспекцию труда, а инспектор уже выносит соответствующее решение, в том числе, и штрафует, то есть и такой вариант был возможен.

Сейчас, учитывая данную практику, законодатель ограничил надзорные органы, в частности, Инспекцию труда в такой практике, то есть запрещено составлять протокол об административном правонарушении в случае, если надзорный орган не проводил никакого надзорного мероприятия, то есть эту лазейку закрыли. Видите, всё в пользу хозяйствующих субъектов. Наверное, это правильно в сегодняшних реалиях, и таким образом, возбуждать дела об административном правонарушении на сегодняшний день инспекторы могут только по результатам надзорно-контрольных мероприятий.

Есть еще один мораторий для аккредитованных IT-компаний. До 2024 года. Это у всех на слуху, что IT-отрасль является одной из самых пострадавших в результате антироссийских санкций, и, поскольку это одна из двигающих развитие государство и экономику в целом отраслей, ей уделено наиболее пристальное внимание, и вы знаете, много мер принято и в отношении сотрудников компании, например, отсрочка от армии, субсидии, льготные ипотеки, и так далее, то есть много чего для них продумано, в том числе, для аккредитованных IT-компаний не допускается проведение до 2024 года любых контрольно-надзорных мероприятий, кроме консультирования, информирования и, в частности, запрещены плановые проверки.

Контроль возможен лишь со стороны прокуратуры по любым направлениям, в том числе, и по жалобам по нарушениям трудовых прав. Как правило, прокуратура дублирует Инспекцию труда, то есть прокуратура – это орган общего надзора, они могут по любым отраслям, по любым надзорам проводить проверки. Правоохранительные органы могут их проверять в рамках расследования уголовных дел, в рамках оперативно-розыскной деятельности, налоговые органы, органы валютного контроля, ну и санитарный врач в рамках санитарно-эпидемиологических расследований, то есть только эти виды проверок могут проводиться в отношении IT-компаний, всё остальное запрещено.

Сейчас надо справедливости ради отметить, что, защищая работодателей в столь непростых условиях, законодатель действительно принимает беспрецедентные меры по ограничению вхождения инспекторов и органов надзора на предприятия, но при этом Инспекции первые на себе почувствовали, что незащищенными остались работники, как бы это ни печально звучало. Здесь работодатели, но работник остались незащищенными, и Роструд вышел с инициативой в Государственную Думу, чтобы разрешили проводить внеплановые проверки, выездные проверки по заявлению о незаконном увольнении. Хотя бы про увольнение. На сегодняшний день решение не принято. Во всяком случае, мне не попалось на глаза никаких проектов, но такая инициатива в этом месяце, буквально, неделю назад, была озвучена в Госдуме, уже поддержана рядом депутатов, и ожидаем, посмотрим, будет ли снят запрет на проведение проверок при нарушении прав работников при увольнении.

Ну а в целом, хочется сказать, что прокуратура остается единственным органом, который всё-таки полномочен проводить различные виды проверок, и сказать так, что у нас работники или иные субъекты, граждане, категории граждан остались без защиты, нельзя, потому что прокуратура не дремлет. Она наделена правом и полномочиями проводить проверки, защищать права и, более того, еще и в суд имеет право обращаться от имени граждан представлять их интересы в суде.

Что касается обжалования действий ГИТ, я быстро здесь скажу. Во-первых, опять же, создана кнопка на портале Госуслуг и на портале «Онлайн-Инспекция.рф», где работники и работодатели могут пожаловаться, отправить жалобу на действия. До 1 января 2023 года возможны два варианта: возможно сразу подавать в суд, а можно применить досудебное урегулирование как раз с помощью этой кнопки, а после 1 января 2023 года обязательным этапом будет досудебное обжалование, то есть путем направления жалобы в госорган, а затем уже в суд. Исключение сделано для граждан, которые могут сразу обращаться в суд для обжалования.

Как я уже сразу сказала, жалоба может подаваться через ЕПГУ (Единый портал госуслуг) и подписываться она может простой электронной подписью от гражданина, или усиленной квалифицированной, если направляется от имени юридического лица.

Работодатели вправе обжаловать, как я уже говорила, отнесение объектов контроля к категории риска, в течение 10 дней вам ответят с указанием данных, которые использовали при определении риска, о решении о включении в план проверок, но это сейчас неактуально. Решения, принятые по результатам мероприятий, в том числе, сроков исполнения этих решений, ну и иные решения должностных лиц инспекций, если они нарушили права работодателей: без предупреждения явился, когда оно требуется, или без согласования с прокуратурой, если оно требуется, ну, или если мораторий, а инспектор, несмотря на это, заявился. Сроки обжалования остаются традиционными – 30 календарных дней со дня, когда работодатель узнал. В течение десяти дней его жалоба должна быть рассмотрена.

И Роструд, в отличие от ГИТ, принимает решения в течение двух рабочих дней либо о приостановлении исполнения обжалуемого решения ГИТ, то есть в Роструд жалуются на решения территориальных органов, то есть государственных инспекций, и, если Роструд рассматривает жалобу на Инспекцию труда, то у них есть два дня, в течение которых они либо приостанавливают, либо отказывают в приостановлении исполнения решения. Жалоба, как я уже говорила, может быть подана через сайт «Онлайн-Инспекция.рф».

Ну и, как я говорила, несколько слов о том, какие документы работодатель вправе не предоставлять по запросу Инспекции труда. Ключевое, на что я всегда обращаю внимание – это инспектор труда, как и любой другой инспектор любого другого надзора, не вправе выходить за предмет проверки. Если он проверяет, как работником произвели расчет при увольнении, то он проверяет только расчет при увольнении. Он не проверяет медосмотр, ознакомление работников с Правилами по охране труда, инструктаж на рабочем месте или еще что-то. Он проверяет только увольнение. При этом есть, конечно, нюансы. Проверяя увольнение, он запросит и ПВТР, и график отпусков. Вы скажете: «Причем здесь график отпусков?», а я отвечаю: «Толковый инспектор всегда привяжет любой документ к любому предмету проверки». Есть, конечно, очевидные вещи – охрану труда сложно привязать, а график отпусков – элементарно, чтобы посмотреть, компенсация за неиспользованный отпуск ему выплачена или нет. Когда у него по графику отпуск был, предоставлен ли был этот отпуск, то есть график отпусков очень гармонично смотрится для понимающих людей при проверке расчета при увольнении.

Первое, инспектор не должен выходить за пределы предмета проверки в запросе своих документов. Если вы считаете, что какой-то документ запрошен необоснованно, вы можете его не предоставлять, но здесь аккуратненьким надо быть. Кстати говоря, если инспектор выходит за пределы проверки, такая проверка будет отменена. Это крайне редкий случай, но есть судебная практика, когда такая проверка и такой штраф был отменен.

Смотрите, когда руководитель чувствует, что инспектор труда запрашивает документы, не связанные с предметом проверки, у него есть два варианта выбора поведения: он может предоставить эти документы, и тогда инспектор их посмотрит, может по ним нарушение найти и выдать еще и по ним какое-то предписание, а может не предоставлять, упереться, и сказать: «Нет! Не предоставлю. Они не относятся к предмету». Тогда инспектор труда может гипотетически привлечь работодателя к административной ответственности за воспрепятствование проверки, то есть когда документы не предоставляют, это статья 19.4.1 «Воспрепятствование проверке». Есть еще 19.7 «Непредоставление документов». Инспектор может и тут, и тут прихватить работодателя.

Как же отбиться бедному работодателю? Я приведу примеры. Предоставлять или не предоставлять документы – это право работодателя, он должен сам определить риски. Например, такой пример. Это судебное дело. Республика Коми, Интинский городской суд. Они рассматривали решение следующего содержания по жалобе: бывшей работницы на то, что работодатель не выдал ей справку о зарплате, без которой она не может встать на учет в орган занятности. ГИТ провела проверку. Справка не выдана о зарплате, то есть инспектор должен был проверить факт выдачи или не выдачи справки. В ходе проверки наряду с документами, подтверждающими наличие трудовых отношений и факта увольнения работницы, инспектор потребовал трудовые договоры с другими работниками. В распоряжение он запросил документы ПВТ, штатное расписание, положение об оплате труда, журнал регистрации договоров ГПХ, трудовые договоры работников – пять на выбор, табель учета рабочего времени, расчетные листки.

По результатам проверки работодателя оштрафовали по части 3 статьи 5.27 – это за ненадлежащее оформление трудовых отношений. Ну естественно, кучу документов получил, как я говорю, что нет такого, чтобы инспектор не нашел нарушения. Кучу получил, кучу нарушений выявил, и, естественно, оштрафовал. Со справкой там попутно разобрались, на которую жаловались. Работодатель – а он всё предоставлял – оспорил данное постановление, решением Интинского суда отменен этот штраф, потому что инспектор вышел за пределы предмета проверки.

Еще есть вариант. Второе еще решение суда – это у нас решение Архангельского областного суда. Работник обратился в ГИТ с жалобой на то, что не получил расчет при расторжении ученического договора. Предмет проверки здесь – расчет. Инспектор должен проверить, рассчитали, получил, не получил. В ходе проверки инспектор запросил список работников с указанием подразделения, ФИО, занимаемой должности, действующие трудовые договоры на пять-шесть работников, удостоверении о прохождении обучения и проверки знаний требований охраны труда, документы о проведении спецоценки условий труда, приказ о ее завершении, карта СОУТ, сводная ведомость результатом СОУТ с классами, перечень профессий и должностей, работникам которых выдаются бесплатные СИЗ, поименные списки работников, подлежащих периодическому медосмотру, другие документы, связанные с законодательством об охране труда.

Руководитель отказался предоставлять. Ну и правильно! Отказался? Тогда злой инспектор составляет протокол по статье 19.4.1 – то, о чем я говорила, «Воспрепятствование проверке». Протокол указал, что из-за отсутствия части документов он не смог провести проверку. Мировой судья оштрафовал на 20 тысяч, но по этой статье суд штрафует, по 19.4.1. Мировой судья оштрафовал на 20 тысяч, а областной судья отменил решение мирового, указав, что истребованные документы не связаны с предметом проверки, признал, что документы, которые запросил инспектор, не относятся к предмету проверки, и работодатель предоставлять их не обязан. Вот такие вот варианты, имейте их в виду.

Что еще касается непредоставления документов? На слайде указано, какие документы не обязан предоставлять работодатель. Просто не обязан. Во-первых, это документы, которые имеются в распоряжении у Инспекции. Как правило – хотя я не могу сказать «как правило», в зависимости от региона, но там, где я работала, как правило – фигуранты одни и те же, и у инспектора труда уже есть уставы, уже есть положения об оплате труда на эти организации, на которые без конца жалуются работники, то есть, как правило, нарушители одни и те же, и в распоряжении Инспекции уже имеются документы, которые они ранее запрашивали по предыдущим проверкам.

В первую очередь, Инспекции должны эти документы использовать, и если у вас их повторно запрашивают, вы вправе отказать и сказать: «Таким-то письмом такого-то числа данный документ был направлен в ваш адрес». Но обратите внимание, что документ должен быть актуальным. Маленький пунктик там поменяли, но инспектор о нем знать не будет.

Второй момент. Документы, которые может получить Инспекция в рамках межведомственного взаимодействия. Причем, перечень таких документов установлен Постановлением Правительства № 724. «В рамках межведомственного взаимодействия», – вот, у меня указана здесь Закон 294, а не указано, что есть Постановление Правительства, и там указан перечень документов, которые формируются в различных органах: там про Налоговую, про все-все-все – кто, какой орган какие документы формирует, и у кого что можно запросить: больничные листы – у этих, трудовые книжки – у этих, выписку из реестра – у этих, о среднесписочной численности – вот этот государственный орган формирует, то есть инспектор труда должен, в первую очередь, запросить нужные ему документы в том госоргане, в котором этот документ формируется.

Но не воспринимайте это буквально, что он должен написать письмо, заявление. Опять же, у инспектора есть АСУ КНД. Кнопку нажимает, попадает в налоговую инспекцию, и там он видит среднесписочную, и руководителя, дату назначения на должность, приказ и так далее.

Имеется в виду, запросить документы путем межведомственного электронного взаимодействия. Сейчас на бумаге госорганы ничего друг у друга не запрашивают в этой части. Больничные листы – то же самое, сведения о несчастных случаях по ФСС – то же самое, то есть всё в электронном виде поступает.

Третья категория документов – это документы, которые отсутствуют в вашей организации в силу специфики. Как правило, инспекторы запрашивают, скажем так, типовой набор документов, в том числе, они просят: «Предоставьте, – например, – перечень работников с ненормированным рабочим днем, а также положение о вахтовом методе или положение о… вахтовом методе», а ваша организация не использует вахтовый метод, то вы, конечно же, укажете, что там труд несовершеннолетних не используется, вахтовый метод не применяется, то есть эти документы вы не предоставите. Надо написать: «Не предоставляем, так как не применяется».

Как я уже говорила, документы, которые не относятся к предмету проверки, вы не обязаны предоставить, и, наконец, документы, ведение и хранение которых не предусмотрено законом. Например, очень часто фигурирует такое понятие, как личное дело работника. Личное дело работника – это условное понятие. Оно применяется, как юридический термин, только для госслужащих. Там есть личное дело, состав личного дела, порядок формирования, хранения, подшивки, печати и нумерация. Для обычных работников личное дело не предусмотрено, поэтому запросить личное дело инспектор не может, а если запросил – смело отказывайте. Вы не знаете, что это такое.

Или не может запросить больничные листы, например. Вы их не обязаны хранить. И вы знаете, что ФСС дали разъяснение о том, что распечатывать электронные больничные листы не требуется. Или могут запросить, например, еще журнал приказов, или журнал учета трудовых договоров. Эти документы не предусмотрены. Это я выдумываю, вряд ли уже опытный инспектор это запросит. Вряд ли, потому что, опять же, перечень документов уже сформирован в системе. Инспектор может от руки что-то добить, конечно же, какие-то бывают исключительные случаи, но, как правило, такие ляпы могут допустить только очень, наверное, юные молодые инспекторы, хотя… Мы не будем так категорически утверждать, что это невозможно. Наверное, возможно запросить журнал регистрации трудовых договоров, но имеется в виду, что вы вправе отказать.

Вот, собственно, эти пять категорий документов, которые вы можете смело не предоставлять, и отказывать, и никаких санкций за это не последует. Я готова ответить на несколько ваших вопросов, если они у вас имеются. Если вопросов нет, тогда спасибо вам за внимание. Рада вас видеть! Приезжайте еще! Всего доброго, до свидания!

Другие материалы

Относительно использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земучастков и сервитута
05.08.18

Относительно использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Сервитуты и особенности размещения линейных объектов, изменения в переходных положениях установления ЗОУИТ. Часть 2
06.02.23

Как я уже сказал, переходные положения у нас продлены до 1 января 2025 года. Кроме того, у нас полномочия Минэнерго России также продлены в части установления границ минимальных расстояний.

Относительно судебной практики по вопросам реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ
21.05.19

Вопрос, который возник, когда вступил в силу 171-й Федеральный закон: А можно ли считать договор аренды земельного участка возобновлённым на неопределённый срок?