Инструменты поддержки цифровой трансформации

В своём выступлении я расскажу о модели открытых инноваций «Сколково», о том, какие есть технические тренды и как мы проводим их исследование, о фабрике клиентского опыта.

 

Владимир Антонов

Старший проектный менеджер,

кластер передовых производственных технологий,

ядерных и космических технологий,

Фонд «Сколково»

 

Инструменты поддержки цифровой трансформации

Также речь пойдёт о том, какие есть акселераторы цифровой трансформации для отраслей, как Фонд финансирует эти программы. Также я опишу инструменты поддержки цифровой трансформации, которые предлагает «Сколково», и покажу несколько примеров от наших резидентов.

На наш взгляд, одно из самых ключевых преимуществ для резидентов «Сколково» и для наших крупных корпоративных клиентов — это вовлечение в его колоссальную экосистему. С одной стороны, Фонд видит стартапы самых разных уровней развития: от компаний, находящихся на стадии инкубации, и до «акул» бизнеса. С другой стороны, мы видим потребность корпоративных заказчиков. Это крупные государственные корпорации: «Ростех», «Роскосмос» и так далее. Мы имеем возможность объединить две эти группы. «Корпораты» выходят в поисках определённых технологий, а стартапы могут что-то предложить. Мы объединяем эти группы и проводим определённые мероприятия. Расскажу о некоторых инструментах.

Модель открытых инноваций «Сколково»:

  • Выбор правильного направления. Знакомство с проектами на ранних стадиях даёт понимание новых трендов в индустрии. Стартапы — это потенциальные партнёры.
  • Расширение возможностей. Доступ к прорывным решениям за пределами внутреннего Research and Development. Лучший способ найти хорошую идею — это найти много идей.
  • Минимизация рисков и сокращение расходов. Вовлечение инновационного сообщества снижает риск разработки невостребованного продукта и сокращает излишнее прототипирование.
  • Экономия времени. Кооперация позволяет сократить время на развитие продукта, быстро реагировать на новые технологии и условия рынка.

«Технологический радар» — инструмент с интересным функционалом. Имея воронку стартапов в разных технологических направлениях, мы обладаем возможностью предоставлять нашим корпоративным заказчикам информацию о трендах. О том, какие технологии и где применяются, о том, какие имеются центры превосходства, и о том, какие сигналы уже есть и какие только формируются. Ещё есть отдельный очень важный кейс применения — это «слабые сигналы», когда технология только «нащупывается». Об этом много говорят Deloitte, McKinsey, Frost & Sullivan. Все эти компании обращают внимание на «слабые сигналы», на точки роста в формировании новых технологий. Мы с помощью «технологического радара» тоже имеем возможность давать такую аналитику.

Переходим к «Фабрике клиентского опыта». Важно понимать, каков клиентский путь и какие цифровые продукты нужно предлагать. Сейчас у нас проходит большой акселератор с «Роскосмосом», и там тоже поднимаются эти вопросы. Казалось бы, корпорация «Роскосмос» — монополист. Но она задумалась о рынке и ставит перед собой вопросы о том, какие цифровые сервисы предлагать. Она ищет своего клиента. Здесь мы уже предлагаем методологию Design Thinking, которая позволяет понять, как мы можем помочь нашим заказчикам искать точки роста, какие решения могут быть сгенерированы и в какие формы их можно облечь. Также мы предлагаем цикл PDCA, с помощью которого можно определить, как эти продукты потом можно развивать, улучшать и как их выводить с рынка в процессе эволюции, чтобы заместить их какими-то другими сервисами.

Фабрика клиентского опыта:

  1. 1.    Поиск точек роста
  • Определение и профилирование заказчиков.
  • Создание «портретов» заказчиков.
  • Дизайн «клиентского пути».
  • Customer’s story.
  1. 2.    Поиск решений
  • Обзор глобальных трендов.
  • Анализ технологических кейсов и инновационных сессий.
  • Непрерывная верификация идей.
  1. 3.    Дизайн предложений
  • Определение ценности предложений.
  • Разработка модели.
  • Прототипирование решений.
  • Тестирование.
  1. 4.    Развитие продуктов
  • Дорожная карта улучшений.
  • Определение жизнеспособности продукта и вывод с рынка.
  • Апробация новых идей.

Один из примеров — цифровой банк для малого бизнеса «Сфера», который входит в группу БКС. Для него делался большой проект «Фабрики клиентского опыта», и командой «Сколково» был разработан и предложен ряд инструментов, была построена CJM (Customer Journey Map), то есть путь клиента, который помог в итоге повысить показатели для «Сферы».

Далее — образовательные программы. Московская школа управления «Сколково» — это часть колоссальной образовательной системы Фонда, где предлагается целое направление. Мы называем его EdTech«Сколково», и оно включает в себя собственные образовательные программы, системообразующие мероприятия, акселераторы, отдельные направления, связанные с детским дополнительным профобразованием. Если вы придёте в технопарк, то увидите капсулы с отельными активностями для детей. Очень много школьников приводят на экскурсии. Для них, в том числе, организуются различные мероприятия, связанные с робототехникой, с моделированием, с виртуальной дополненной реальностью.

Расскажу о том, как в целом осуществляется работа со стартапами для интеграции решений в бизнес компании. Разумеется, подготовка — самый сложный и ответственный этап. Затем следует скаутинг — поиск различных предложений через всю глобальную экосистему «Сколково». Далее — экспертиза и акселерация. В конце — проведение питч-сессий, на которых осуществляется защита и решений, и проектов, предлагаемых заявителями.

Отдельный сервис, который мы сейчас предлагаем, видя потребности и запрос со стороны корпоративных клиентов, — это «цифровой чекап». По сути, это оценка, в том числе, цифровой зрелости предприятия. Формируется перечень приоритетов внедрения инноваций, проводится скаутинг технологий и проектов, в ходе которого мы определяем решения, которые могли бы быть релевантными. Далее — акселерационная программа по интеграции этих решений в действующий бизнес компании.

«Сколково» предлагает ряд инновационных инструментов для развития цифровой трансформации как для компаний-стартапов, так и для крупных корпоративных клиентов. Среди направлений работы Фонда — проведение отраслевых акселерационных программ, а также оказание мер поддержки пилотных проектов в рамках реализации федеральных программ, в частности, по развитию цифровых технологий и технологий в области искусственного интеллекта.

Отдельный сервис, который мы предлагаем для крупных государственных предприятий, — это разработка цифровой стратегии. Это целый комплекс мероприятий, долгосрочный проект и программа обследования состояния. Мы помогаем руководителям сформировать видение того, как их бизнес будет построен в будущем. Далее — формирование дорожной карты. Важно понять, как мы в это будущее попадём, какие силы и средства должны быть задействованы для этого, как мы будем всем этим управлять для того, чтобы эту дорожную карту реализовать. Большой блок — кадры, и он связан уже непосредственно с компетенциями в области управления проектами. Модель финансирования позволяет определить, кто будет за это платить и когда будет возврат инвестиций.

Разработка цифровой стратегии для государственных компаний:

  1. Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации.
  2. Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности.
  3. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации.
  4. Кадры, компетенции и культура.
  5. Модель управления цифровой трансформацией.
  6. Модель финансирования реализации стратегии.

Начиная с 2016 года проводятся успешные акселерационные программы для корпоративных компаний. Прямо сейчас запущены две крупные программы: одна — это акселератор для «Роскосмоса», другая — «MineTech 2021», в рамках которой подаются и рассматриваются заявки для таких предприятий, как «Северсталь», «Норникель», «Уралхим».

«Сколково» — это гранты. В настоящее время Правительством России инициированы две программы по двум Постановлениям №555 и №767: по развитию цифровых технологий и технологий в области искусственного интеллекта. Фонд «Сколково» является оператором этих программ, и я расскажу об их сути.

Размер гранта по Постановлению №555 составляет от 20 до 120 миллионов рублей, по Постановлению №767 — от 20 до 100 миллионов рублей при условии, что 50% — это грант стоимости проекта в целом, а 50% — собственные средства заказчика. Для вовлечения в эти проекты заданы определённые критерии. Обращу внимание на ключевые из них. Первое — это уровень готовности технологий (УТГ). Подразумевается, что те решения, которые находятся сейчас на стадии пилотирования, требуют, во-первых, заказчика. Во-вторых — изыскания средств на то, чтобы довести этот продукт, например, с тестовых образцов до УТГ-9, то есть до стадии серийного производства и коммерческой готовности решений программного обеспечения. Уровень развития технологий меньше пяти говорит о том, что решение находится в недостаточной стадии зрелости. В этом случае разработчики должны сами изыскать средства до доведения его, как минимум, до УТГ-5. Если уровень развития технологий больше девяти, то это уже готовое и продаваемое решение, и оно в программу тоже не попадает.

Далее — пилотность проекта. Проект не должен быть нигде внедрён, то есть это должен быть первый пилот. В программу заходит пара: заказчик и разработчик решений. Подразумевается, что грант получает заказчик, и он обязуется заключить договор на поставку этого программного обеспечения с УТГ 5-8 от этой компании-разработчика. Если по каким-то причинам заказчик заключает договор с другим поставщиком, то выделенные деньги Фонд попросит вернуть.

Приведу примеры проектов, реализованных в 2019 году. Для Северского трубного завода внедрялся проект цифрового двойника производства. Он примечателен тем, что в программу заходил консорциум компаний: Cyberphysics, Winnum и институт «Сколтех».

Интересный проект был у «Почты России» и «Яндекс» — гиперлокальная доставка отправлений роботом-курьером. Если вы гуляли по «Сколково», то, возможно, видели маленьких почтовых роботов. Это как раз было реализовано в рамках программы.

«КАМАЗ» заходил в программу с BFG Group: реализовывался проект по внедрению системы по управлению производством на базе интеллектуальной платформы BFG-IS. «МиГ» заходил с разработчиком «Топ Системы», с автоматизированной системой управления конструкторско-технологической подготовкой на базе российского программного комплекса T-FLEX PLM.

Вопрос из зала: Гранты дают только победителям конкурсов проектов или любой компании, которая соответствует условиям гранта?

ВладимирАнтонов: Гранты дают любой компании, которая проходит грантовую экспертизу независимых экспертов. Кстати говоря, на эту программу может подаваться совсем не обязательно участник проекта «Сколково», разработчиком может быть любая компания с рынка.

Вопрос из зала: Кому принадлежат права, интеллектуальная собственность с учётом, что за разработку заплатил первый заказчик?

ВладимирАнтонов: Патент и интеллектуальная собственность принадлежат разработчику. Если заказчик реализует в ходе внедрения свои производственные процессы и свои «фишки», то в этом случае по договорённости эта интеллектуальная собственность останется за заказчиком.

 

Другие материалы

АО «ОСК». Бизнес-кейс: «Повышение производительности потока изготовления сухогрузов RSD-59»
09.06.22

Говоря о внедрении бережливого производства, мы часто употребляем слово «проект». А что, если подумать о производственной системе, о бережливом производстве не с точки зрения того, что это проект, а с точки зрения того, что это функция?

Практика применения лесного, земельного, имущественного законодательства в РФ
12.03.20

Отвечу на список заранее направленных вопросов, а потом на вопросы из зала и присланные в чате.

Относительно определения размера арендной платы
21.05.18

Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса.