Относительно распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. Данная норма вступила в силу с 01.01.2017 года (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 334-ФЗ).

С 01.03.2015 по 31.12.2016 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (п.2 ст. 3.3 Федерального за-кона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 31.12.2016 года).

Статьей 4 Закона № 334-ФЗ установлены переходные положения в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Так, в случае, если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу Закона №334-Ф3 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.

Однако, решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимались органами местного самоуправления поселения не во всех случаях, а при образовании нового земельного участка (земельных участков) утверждалась Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В целях недопущения нарушений действующего законодательства Российской Федерации, прошу Вас дать разъяснения, является ли орган местного самоуправления муниципального района, органом, уполномоченным на заключение договоров аренды в отношении образованных в результате перераспределения (раздела, объединения) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что возможность такого перераспределения (раздела, объединения) рассматривалась органом местного самоуправления сельского поселения и Схема расположения земельного участка, образованного в результате перераспределения (раздела, объединения) земельного участка (земельных участков), утверждалась также органом местного самоуправления сельского поселения.

Статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 334-ФЗ), установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 334-ФЗ.

Так, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу Федерального закона № 334-ФЗ принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.

Исключений из данного правила Федеральным законом № 334-ФЗ не предусмотрено.

Таким образом, предоставление земельных участков органами местного самоуправления сельских поселений в рамках реализации переходных положений осуществляется исключительно в случаях, установленных статьей 4 Федерального закона № 334-ФЗ.

В иных случаях предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе заключение договоров аренды земельных участков, образованных в результате перераспределения земель и (или) земельных участков.

Земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности. Российской Федерации и распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа.

При этом в соответствии с положениями п.4 ст.5 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) границей водного объекта является береговая линия, а по смыслу п.6 ст.6 ВК РФ береговая полоса расположена за границами водного объекта - вдоль береговой линии. Поскольку Земельный кодекс РФ, ВК РФ, Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и иные федеральные законы не содержат положений об отнесении земель, расположенных в пределах береговой полосы, к собственности Российской Федерации, полагаю, что распоряжение такими землями должно осуществляться уполномоченными органами в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Учитывая изложенное, прошу Вас разъяснить, к чьим полномочиям относятся вопросы предоставления земельных участков, не относящихся к землям водного фонда, расположенных в границах береговой полосы водного объекта, при условии, что право федеральной собственности на такие земельные участки в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.

Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

При этом, исходя из положений федерального законодательства, нахождение земельного участка в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта общего пользования не является основанием для разграничения государственной собственности на землю.

В случае, если основания для отнесения земельных участков к той или иной форме публичной собственности отсутствуют, государственная собственность на них считается неразграниченной и распоряжение ими осуществляется органами, указанными в статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.  № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Одновременно отмечаем, что если земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (в том числе                 в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы) изменение публичного собственника такого земельного участка никоим образом не влияет на правовой режим его использования, установленный в связи с нахождением в границах такой зоны.