Относительно предоставления земельных участков с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации

Администрацией муниципального образования «Город Астрахань» проводятся мероприятия по предоставлению земельных участков, в том числе, в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

В рамках данной нормы гражданами направляются в уполномоченный орган заявления с приложением схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненных в соответствии с нормами действующего законодательства в случае, если земельный участок необходимо образовать. В таком заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, предусмотренную ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Согласно Правилам землепользования и застройки г. Астрахани в новой редакции, утвержденным решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 30.09.2011 №144, с изменениями, внесенными решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 31.07.2014 №176, как правило, земельные участки располагаются в территориальных зонах, в которых размещение запрашиваемых объектов не относится к основным либо к условно-разрешенным видам использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.

Согласно пп.1 п.10 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором должно содержаться указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка в качестве условия предоставления такого участка.

С 01.01.2017 г. вступают в силу изменения в некоторые нормы земельного законодательство. Согласно ст. 39.15 Земельного кодекса РФ дополнена п. 10.1, где, в свою очередь, предусмотрены дальнейшие действия гражданина с целью получения земельного участка. Однако данный перечень не предусматривает проведение каких-либо действий при нахождении земельного участка в территориальной зоне, в которой отсутствуют разрешенные виды использования – для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства.

В связи с чем просим разъяснить порядок предоставления запрашиваемых земельных участков, цель использования которых не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.

Согласно подпункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Аналогичное правило установлено подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в случае проведения аукциона.

Таким образом, предоставление земельного участка, вид разрешенного использования которого не соответствует градостроительному регламенту, не представляется возможным, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Вместе с тем в случае образования земельного участка, вид разрешенного использования и предельные параметры которого не соответствуют градостроительному регламенту, возможно применение положений пункта 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка.

Отмечаем, что правило, предусмотренное пунктом 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, направлено на обеспечение соблюдения прав лиц, обладающих правом на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Особенности предоставления земельных участков гражданам (не имеющим право на предоставление земельных участков без торгов) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, установлены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом правила статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не устанавливают безусловного права заинтересованного лица требовать от уполномоченного органа предоставления земельного участка без проведения торгов. В этой связи при предоставлении земельных участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации положения пункта 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
Также отмечаем, что изменения статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» направлены на развитие положений пункта 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и не затрагивают отношений, возникающих в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.