Относительно перераспределения земель и земельных участков

В Агентство госимущества поступают документы, в соответствии с которыми происходит перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, при этом также возникают случаи, когда в результате такого перераспределения площадь образуемого земельного участка остается неизменной, либо уменьшается. Прямого запрета на такое образование земельных участков Земельный кодекс Российской Федерации не содержит, но возникает вопрос, возможно ли при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях, предусмотренных статьёй 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, не увеличение, а уменьшение площади земельного участка, находящегося в частной собственности и участвующего в перераспределении, и, как следствие, исключение из соглашения о перераспределении условий о размере платы за увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности?

Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Положениями Земельного кодекса Российской Федерации допускается возможность перераспределения земель и земельного участка, в результате которого уменьшается площадь перераспределяемого земельного участка либо ранее имеющаяся площадь земельного участка, остается неизменной, поскольку соответствующих оснований для отказа в перераспределении земель и земельного участка пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не установлено.

Образование земельных участков в результате перераспределения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации не определяет размер платы при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате которого уменьшается площадь перераспределяемых земельных участков или площадь таких земельных участков остается неизменной.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации» перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В связи с изложенным просим дать разъяснения возможно ли осуществить перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства на основании утвержденного проекта межевания территории без подготовки схемы расположения земельного участка.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории; проектная документация лесных участков; схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Таким образом, исходя из правового смысла пунктов 1 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что перераспределение земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи осуществляется, как и в соответствии с проектом межевания территории, так и в соответствии со схемой расположения земельного участка (при отсутствии утвержденного проекта межевания территории).

Однако перераспределение земель и (или) земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории. В данном случае утверждение схемы расположения земельного участка не допускается, что подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 307-КГ17-2072).

Является ли различие видов разрешенного использования земельных участков испрашиваемых для перераспределения основанием для отказа в перераспределении таких земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Учитывая, что в соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение является одним из способов образования земельных участков, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой осуществляется с учетом требований статей 11.2 и 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отмечаем, что основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом положения пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат оснований для отказа в перераспределении земельных участков в случае, если у перераспределяемых земельных участков различные виды разрешенного использования. Также указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в перераспределении земельных участков, то обстоятельство, когда испрашиваемый для перераспределения земельный участок находится на праве аренды. В данном случае перераспределение земельных участков допускается при наличии согласия арендатора земельного участка при соблюдении требований к образуемым земельным участкам (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В этом случае за образованными земельными участками сохраняется разрешенное использование исходных земельных участков (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации не нарушаются).

Таким образом, различие видов разрешенного использования перераспределяемых между собой земельных участков, равно как и наличие права аренды на один из перераспределяемых земельных участков не являются препятствием для перераспределения таких земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Другие материалы

Постановление Правительства РФ от 07.05.2019 N 566
17.05.19

Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.

Производственные системы: внедрять нельзя развивать.
19.04.22

Я регулярно бываю на разных конференциях, и меня очень озадачивает тенденция последних лет. Я вижу одних и тех же людей, которые выступают и рапортуют о фактически неменяющемся статусе изменений. Время идёт, производственные системы на предприятиях существуют, а результатов мало.

Примеры практических проектов и решений по оптимизации численности персонала (описание исходной ситуации, какими методами действовали)
09.08.22

Я представляю компанию «Практика бизнеса», которая реализует различные проекты в сфере управления персоналом с разными экономическими эффектами, которые достигаются нашими проектами.